Светлана Черная
Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ», на ежегодных, районных педагогических чтениях.
Актуальность
Публикация «Опыт работы по теме: „Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2019
Сейчас в стране кризис воспитания подрастающего поколения. Малыши в нашей повседневной жизни окружены в основном современными ритмами, сильно искаженной иностранными словами речью, комиксами. Нарушились традиции, существовавшие на Руси веками, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые сохранились в народном творчестве.
Использование элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Создавая в группе мини-музеи, я преследовала несколько целей:
1. Освоить на практике инновационную музейную педагогику;
2. Использовать в работе с детьми новые, интересные для них формы;
3. Обогатить предметно-развивающую среду группы;
4. Расширить кругозор и познавательную активность детей;
5. Включить родителей в образовательный процесс.
По словам И. Г. Песталоцци «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».
Музейная педагогика — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей. В нашем детском саду настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально, при которых решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявление интереса к традициям, истории, культуре своей малой родины. Нами создается и обновляется предметно-развивающая среда, которая стимулирует развитие детей, оказывает позитивное влияние на развитие способности к самообучению.
Включение музеев в образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Создание мини-музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов:
- постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада (проведение консультации, индивидуальная работа);
- выбор помещения (количество посетителей и экспонатов);
-сбор экспонатов;
- оформление мини-музея (учёт эстетических норм; соблюдение правил безопасности);
- разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами;
- разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор экскурсоводов (педагоги и сами дошкольники);
- открытие мини-музея с приглашением детей, родителей.
В начале прошлого учебного года беседах с детьми средней группы я выяснила, что не все дети были в музее хотя бы раз, некоторые вообще не знали что это такое, так как не все родители считали нужным водить детей дошкольного возраста в музеи. И тогда нашим дошкольным учреждением было организовано посещение детей в районный краеведческий музей
в котором дети смогли познакомиться с историей родного края, узнать его достопримечательностях, выдающихся людях, обычаях и быте наших предков. Ребята узнали много нового о малой родине, особенно им понравился зал воинской славы.
Поэтому и тематика моего первого мини-музея стала «Военная техника».
С помощью этого музея хотела познакомить своих подопечных с разнообразием военной техники. Мой замысел поддержали родители. Каждая семья стремилась принести в музей интересные экспонаты. В нем представлены были макеты всевозможных танков, вертолетов, самолетов и другого вооружения.
На этом я не остановилась, следующим моим проектом был мини-музей кукол.
Среди наиболее интересных и необычных из них – куклы, сделанные из пластиковых бутылок; разнообразные народные куклы-обереги – тряпичные, из ниток и т. п. Дошколята могут не только осмотреть в данном музее кукол, но и в своё удовольствие поиграть с ними.
Работу по созданию нашего третьего мини-музея «ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА» мы разделили на несколько этапов:
Подготовительный этап. В начале работы мы вместе с детьми определяли тему и название мини-музея, выбирали место для размещения. Мы начали с метода «Трех вопросов»: что дети знают? Что хотят узнать? Как узнать? Оказалось, что дети не имели представления о хлебе, как продукте труда многих людей, о взаимосвязи этого продукта с жизнью, о его государственной важности. Дети захотели узнать, как пекут хлеб, из чего; почему хлеб бывает белый, черный и серый; как люди выращивали и пекли хлеб раньше. Выяснили, где можно добыть эту информацию: в книгах, в интернете, спросить у родителей. Решили создать свой музей Хлеба.
Практический этап. В создании музея приняли участие педагоги, дети и родители. Мне хотелось, чтобы кроме познавательных задач, музей Хлеба помог нам решать задачи нравственные - формирования у детей гражданской позиции, воспитание бережного отношения к хлебу, воспитание уважения к труду хлебороба, формирование предпосылок проектно-исследовательской деятельности.
Работа в музее строилась по-разному. Здесь проходили беседы о том, как выращивали хлеб в прошлом, какие традиции с этим связаны, просматривали с детьми слайды и видео о долгом пути хлеба от зернышка до нашего стола. На занятиях по художественному творчеству дети создавали «образ хлеба» – колоски, хлебобулочные изделия, делали различные поделки из соленого теста.
На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы вспоминали сказки о хлебе, читали стихи, рассказы писателей. В рамках работы в музее прошла акция «Береги хлеб». Мы прочитали детям стихотворение о 125 граммах блокадного хлеба, поговорили о голоде. Теперь дети стали бережнее относиться к хлебу.
Пополнение экспонатов музея происходило постоянно. Это и обновление имеющихся экспонатов, и привнесение новых. Мы собрали разные виды зерна, разные хлебобулочные изделия, пословицы и поговорки, сказки, рассказы и стихи о хлебе. У нас гербарии с разными видами злаков. Работа в музее дала толчок для продолжения исследовательской деятельности. Мы с детьми посеяли пшеницу и овес, с интересом наблюдали.
В преддверии Нового Года в нашей группе был создан мини-музей «Новогодняя открытка»
С помощью этой экспозиции я решила рассказать ребятам об истории возникновения открытки, познакомить их с разнообразием открыток и показать, как открытки изменялись с годами. Этот мини-музей, как и другие музейные проекты, стал результатом общения и совместной работы с родителями. Нам удалось собрать довольно много копий старинных новогодних открыток. Самая старая датируется 1908 годом.
Вот прошел год с создания первого музея и мною вновь был организован музей военной тематики Мини-музей «Армия — наша сила и гордость»
Эта выставочная экспозиция была оформлена с целью обогащения предметно-развивающей среды детского сада и наглядного знакомства моих воспитанников с темой «Армия». Музейная выставка формировалась при активном участии семей дошкольников. Родители дошколят искали экспонаты для нашего музея и вместе с детьми делали поделки на армейскую тему. В музее хранятся картинки военной тематики, игрушки и поделки в виде военной техники, солдатиков, оружия и другой армейской атрибутики. Были в экспозиции и настоящие раритеты — подлинное армейское письмо и фигурка почтальона времен Великой Отечественной войны. Каждый день музей пополнялся новыми экспонатами.
В канун 8 марта появился мини-музей «Волшебные вещи руками наших мам и бабушек».
Я уже с гордостью могу заявить, что в нашей группе уже стало традицией организовывать мини-музеи в канун праздников. Этот музей был организован, прежде всего, чтобы показать дошколятам мастерство и умелость маминых рук, а также, чтобы предоставить мамам возможность раскрыть свой творческий потенциал и укрепить сотрудничество между детским садом и семьями. Дети гордятся своими мамами и бабушками и с интересом рассматривали творческую выставку наших рукодельниц.
Раскрывать перед детьми предметный мир помогают активные методы, которые строятся на основе того, что дети не только смотрят, слушают, выполняют задания, но и активно действуют, принимают участие в экскурсии, манипулируют с музейными предметами. Это дает возможность глубокого усвоения и запоминания информации.
При обработке данных мониторинга, в 2017г., я выяснила, что у детей недостаточные знания и представления о музее, музейной культуре. Большинство детей не могли объяснить, что такое музей, для чего он нужен. У многих отмечалось характерное несовпадение знаний норм поведения в музее и реального поведения. Дети с трудом могли рассказать о предметах, которые они видели во время проведения занятия или посещения музея. Большие затруднения дети испытывали при ведении диалога с педагогом и посетителями. Ответы детей были односложными, связного рассказа у них не получалось. В течение года наблюдался интерес к посещению музеев, знание правил поведения в помещении музея и умение придерживаться их, а также проводимая работа позволила повысить уровень развития культуры дошкольников и развития речи детей. При проведении мониторинга в начале 2019г. результаты значительно выросли.
В дальнейшем планирую вести работу в данном направлении: расширять тематику экспозиций, привлекать родителей не только к сбору экспонатов, но и к принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе мини-музея, а также уделить внимание самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, экспериментированию.
СПИСОК литературы по созданию музеев в детском саду
1. Пантелеева Л. В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.
2. «Музейная педагогика», под редакцией А. Н. Морозовой,О. В. Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.
3. О. Л. Князева, М. Д. Маханева, «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры», Санкт – Петербург, Изд. «Детство – Пресс», 2008г.
4. Н. А. Рыжова Л. В., Логинова, А. И. Данюкова «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008 г.