Елена Саханина
Формирование коммуникативной культуры дошкольников через художественную литературу
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной из образовательных областей является «Чтение художественной литературы». В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы. Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи, мышления. Расширяет их представления об окружающем мире, помогает ребенку познавать жизнь, воспитывает духовно и нравственно. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей, что пробуждает в них гуманные чувства-способность проявить участие, доброту, милосердие, чувство справедливости. Ребенок очень сложно воспринимает литературное произведение. Он опирается на собственный жизненный и эмоциональный опыт. Поэтому взрослый должен раскрыть замысел произведения, заразить детей эмоциональным отношение к литературным персонажам, их чувствам, поступкам, то есть передать свое отношение к героям и действующим лицам.
Публикация «Формирование коммуникативной культуры дошкольников через художественную литературу» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Для этого необходимо педагогу, прежде чем знакомить детей с художественными произведениями, самому ознакомиться и понять их.
В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек, дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. У детей снижается интерес к чтению. 2015 год – объявлен годом литературы.
В рамках года литературы мы разработали план мероприятий, основная цель которого формирование коммуникативной культуры дошкольников через приобщение к художественной литературе.
Основные задачи: повышение интереса детей к художественной литературе, развитие речи детей, повышение компетентности членов семьи в вопросах художественного чтения детям.
Наша работа началась с подбора и разработки анкет для родителей: «Книга в жизни ребенка», памятки «Приобщение к чтению», «Какие книги необходимы детям». В целях формирования у детей интереса к художественной литературе создали предметно – развивающую среду в группах в виде книжного уголка, туда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, поэтов, книжки-малышки, книги по временам года, загадки; книжки, созданные руками детей. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Созданные детьми книжки - малышки составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дошкольники придумывали и проиллюстрировали сами. В книжном уголке дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать журналы, альбомы.
В театральном уголке обновили разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрали и систематизировали дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас («Путешествие", "Кто и где спрятался", совершенствующие звуковую культуру речи ("Звуковое домино", "Найди звук", "Кто так кричит?", "Слушаем звуки улицы", развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников ("Представь себе", " Скажи какой:", "Шиворот - навыворот", "Говорим о многозначных словах", "Волшебник", "Великий Нехочуха", и др.).
Создали копилку выразительных средств языка "Ларец мудрости" (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки);
Оформили наглядно-дидактические пособия "Рассказы по картинкам", "Портреты детских писателей", и др., альбом с иллюстрациями к сказкам.
В целях большего воспитательного воздействия мы старались выбрать для чтения и бесед книги, связанные с опытом детей, с их переживаниями, с конкретной жизненной обстановкой. Это небольшие рассказы, стихи реалистического содержания – рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, В. А. Осеевой; стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, К. И. Чуковского, С. Есенина. Их краткость и простота дают возможность детям легко усвоить нравственные нормы.
Работа с детьми включала проведение бесед: «Какие ты любишь книги?», «Расскажи о своих любимых сказках», рассматривание иллюстраций в книгах и т. д.
В продуктивной деятельности рисовали и лепили героев сказок. 2015 год знаменателен ещё и тем, что отмечается 120 лет со дня рождения рязанского поэта С. Есенина. В нашем ДОУ оформлена коллективная выставка на тему «Есенинская палитра». На ней представлены рисунки детей по поэзии С. Есенина.
Для более эффективной работы с детьми по данному направлению, организована работа с социумом. С детьми постоянно посещаем городскую детскую библиотеку, где приняли участие в следующих мероприятиях: литературный час «Лесные сказки», «Животные в произведениях В. Бианки», «Ребятам о зверятах», «И высок он и могуч» и другие.
Также мы с детьми посещали библиотеку СОШ№7, где библиотекарь рассказала детям о назначении библиотеки, способах её использования, познакомила с новинками книжной продукции.
В подготовительной группе создана «Книжкина больница», с целью привития детям бережного отношения к книге. Проводились занятия: «Из прошлой книги», «Путь создания книги». Благодаря этому дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей.
Во всех группах детского сада оформляются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. В их оформлении принимают участие дети и их родители.
Результаты анкетирования показали, что 43% родителей не так часто читают детям книги, несмотря на то, что дети слушают с удовольствием. Читают родители в основном сказки (93%,стихи (36%, классическую детскую литературу (7%, энциклопедии (7%, а после прочитанного не обсуждают с детьми содержание. Поэтому мы сделали вывод, что родителей необходимо:
- познакомить со значением художественной литературы в развитии дошкольника;
- научить правильно подбирать художественную литературу;
- порекомендовать как использовать художественную литературу в разных жизненных ситуациях.
Педагоги подготовили и провеликонсультации для родителей:
1. Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребёнка – дошкольника.
2. Приобщение дошкольника к художественной литературе.
3. Что и как читать детям.
4. Учим стихи – развиваем память.
Папки – передвижки:
1. Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей.
2. Книжки в вашем доме.
3. Мы – читающая семья.
4. Стихи к Дню книги.
5. Пословицы и загадки о книгах.
Для родителей проводим выставки книг на определённые темы («Моя любимая сказка», «Книги о животных», «Что прочитать о природе» и т. д.) Ежемесячно помещаем в родительский уголок список литературы, рекомендованный программой к прочтению на данный месяц, текст стихотворения для заучивания наизусть.
Воспитателями подготовительной группы создана семейная библиотека, цель которой привлечь к работе родителей воспитанников. Они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги. Традиционно в группе проводятся совместно с родителями семейные чтения, где родители рассказывают свои любимые сказки из детства, обсуждают прочитанные произведения.
На родительских собраниях, конференциях, родители рассказывают о том, как они приучают своих детей к чтению, с какого возраста, что интересно их детям. Таким образом осуществляется обмен родительским опытом, по привлечению детей к чтению.
Мы стараемся помочь родителям грамотно и интересно организовать жизнь детей дома, расширить круг совместных интересов.
Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.
Для педагогов прошли семинары - практикумы: «Знаешь ли ты детскую литературу», «Мир литературы»; контрольная для педагогов, с целью проверки знаний, методике приобщения детей к литературе.
Подводя итог, можно отметить:
1. Повышение у детей интереса к книге, художественной литературе,
2. Развитие познавательных интересов детей,
3. Стремление детей использовать книгу как информационный справочник, образец поведения и речи.
4. Умение детей задавать вопросы по прочитанному тексту и пересказывать.
5. Бережное отношение детей к книге.
6. Повышение читательской культуры в семьях воспитанников.