Лариса Шерстнёва
Отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по теме самообразования
«Развитие творческих способностей детей через
нетрадиционные техники рисования».
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста и продолжается в младшем школьном (начальные классы).
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
Публикация «Отчет по теме самообразования „Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…»
(Э. Успенский)
Актуальность работы заключается в следующем:
- изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Я определила цели своей работы:
- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Передо мною были поставлены следующие задачи:
- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Гипотеза представляет собой — процесс развития художественно-творческих способностей школьников средствами нетрадиционного рисования пройдет успешно, если:
1. Теоретически обосновать эффективность применения техник нетрадиционного рисования в изобразительном творчестве школьников;
2. Выявить нетрадиционные для школьного образования художественные техники и научно обосновать доступность школьникам средств выразительности;
3. Разработать методики ознакомления школьников с видами нетрадиционного рисования;
4. Обеспечить преемственность и последовательность в обучении детей приёмам нетрадиционного рисования, учёт индивидуальных способностей школьников;
5. Создать педагогические условия для развития художественно-творческих способностей.
Работу проводила поэтапно:
- на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
- на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество педагога и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
Были использованы следующие средства:
-Совместная деятельность педагога дополнительного образования с детьми;
-Самостоятельная деятельность детей;
-Предметно-развивающая среда.
Применяла такие методы:
-словесные;
-наглядные;
-практические;
-игровые;
-ИКТ.
Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:
- Высокий – 36%
- Средний – 50%
- Низкий – 14%
Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.
Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.
Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта, создавая оригинальные образы различными изобразительно – выразительными средствами.
Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Поэтому большое внимание необходимо уделить созданию развивающей среды.
Созданию художественного фонда коллекция жанров живописи:
Работа начата, но ещё не закончена
- портрет;
-памятники;
- сказочно-былинный жанр;
- натюрморт;
- книжная графика;
- пейзаж.
Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.
Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.
На основе изученного составила тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования.
С помощью нетрадиционных техник рисования возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Пальчиковая живопись
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Рисование углем
Рисуют и то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в рисунке.
Монотипия
Детские работы поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия.
Кляксография
Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.
Рисование по мокрому
Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.
Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.
Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:
— «Осенний пейзаж»;
— «Фантастические животные»;
— «Зимний лес»;
— «Праздник приближается» -новогодние рисунки.
А так же составила конспекты занятий по нетрадиционному рисованию.
Диагностика на контрольном этапе показала:
— Высокий – 37%
— Средний – 60%
— Низкий – 3%
Перспектива:
1. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский).