Гладченко Ольга Ивановна
Опыта работы по теме «Влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, которая обусловлена отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения, и ставит общество перед опасностью моральной деградации. Поэтому возникает большая необходимость усиление воспитания, развитие нравственных качеств, становлению нравственных чувств еще в дошкольном возрасте, чтобы уберечь детей от этих негативных явлений.
Публикация «Опыта работы по теме „Влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств дошкольников“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Действенным средством воспитания нравственных чувств является художественная литература, в результате изучения которой у детей формируются такие чувства как: сочувствие, сопереживание, чувства гордости, совести, доброты.
Поэтому я в своей работе обращаю особое внимание на отбор художественных произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.
Я считаю, что наиболее действенным и распространенным видом художественной литературы является сказка.
К сожалению, в наше время родители очень редко читают детям сказки и другую художественную литературу, поэтому я стараются восполнить этот пробел в детском саду, читая детям во время образовательных ситуаций, в свободное время, перед сном.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Подражая литературным образцам, они в своих «сочинениях» видят себя справедливыми, защищают обиженных и слабых, наказывают злых.
В младшем дошкольном возрасте я знакомлю детей со сказками: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и т. д. Повествование их построено на повторах эпизодов, реплик. Повторы сосредоточивают внимание ребёнка, помогают пониманию содержания сказки и её запоминанию. В сказках о колобке, о козлятах и волке в текстах есть песенки, не все слова и выражения которых известны и понятны малышу. Не следует стараться объяснить что такое, например «…на окошке стужен». Важно направить внимание на усвоение смысла сказки, научить его следить за развитием действия, вызвать сочувствие героям.
Сказки учат первым урокам развития логического мышления ребёнка, первым примерам формулы человеческой жизни, формулы, согласно которой доброта – хорошо, а злость и коварство – плохо.
Своеобразие детского творчества заключается так же в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от окружающего мира.
Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок. Другими словами, они комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое. Моя задача заключается в том, чтобы помочь ребенку выбрать важное и значимое для него литературное произведение и копировать только положительный опыт литературных героев в игре.
Так же как в игре, творчество детей проявляется в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребёнок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средство претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребёнок остаётся таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передаёт своё отношение к нему.
Знакомясь с народной сказкой, с произведениями Л. Толстого, В. Куприна, Е. Серова дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса.
Мною разработано перспективное планирование по теме «Влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств и творческих способностей детей среднего дошкольного возраста», которое позволяет мне после прочтения определенного цикла литературный произведений включать в свою работу продуктивную деятельность.
Данная работа предполагает обращение к литературным произведениям и многократные упражнения, обеспечивающие создание у детей практического опыта положительного общественного поведения. Во всех случаях выделяется цель, которая может быть достигнута детьми.