Татьяна Николаевна Парсюк
Конспект занятия «Развитие речи через художественную литературу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие речи детей, через ознакомление детей с художественной литературой
Задачи:
1) Речевое развитие : Учить находить заданный звук (С) начале и в конце слова.
Развивать доказательную речь.
2) Социально – коммуникативная область: Воспитывать умение работать малыми подгруппами.
3) Познавательное развитие : дать понятие - сказки небылицы
Публикация «Конспект занятия „Развитие речи через художественную литературу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Материал: карточки с изображением героев сказок, паутина, книги К. И. Чуковского, «Чудо-дерево» (макет).
Приглашение (в конвертах карточки, из которых надо составить картинку «Мухи Цокотухи», конверт с письмом;
Портреты писателей, обложки книг К. Чуковского.
Обложка к книге «Небылиц» группы.
Новая книга сказок.
Раздаточный материал: карточки с картинками со звуком (С) на каждого ребенка;
красный и синий карандаш на каждого ребенка;
Ход занятия
Дети входят в группу под песню, «В мире много сказок» - «встаньте рядышком друг с другом, словно месяц полукругом» встают полукругом.
Дети здороваются, любое хорошее дело, надо начинать с улыбки (дети дарят улыбки).
Вос-ль: К нам пришли гости, посмотреть, как вы дружно умеете работать на занятии.
Под песню дети садятся на стульчики.
1. Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? На какую тему будет занятие?
Дети: я думаю…у нас сегодня будет занятие…о писателях, о сказках.
Каких писателей вы знаете? (Чуковский, Толстой, Пушкин, Носов, Катаев)
Что пишут писатели?
Дети: Писатели пишут сказки и рассказы,
Вос. -ль: Чем отличаются сказки от рассказа?
Дети: писатели пишут в рассказах, то, что происходит на самом деле!
Вос. -ль:А что такое сказки?
Дети: Сказки – это волшебные истории, в которых есть необыкновенные герои, волшебные предметы и волшебные превращения.
Вос-ль: Показываю книгу Чуковского. – Ребята, вы знаете, кто написал эти замечательные сказки?
Дети: К. Чуковский.
Вос-ль: Какие сказки К. Чуковского вы знаете?
Дети: (Называют) Я знаю сказку - «Муха-Цокотуха», Я знаю сказку - «Краденое солнце», «Путаница», «Тараканище», «Телефон», «Чудо- дерево», Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Бармалей»
Вос. - ль: Ребята, К. Чуковский писал не простые сказки, а сказки небылицы. Вы знаете, что такое небылицы.
Дети: я думаю, что небылицы это то - чего на свете не бывает.
Вос. -ль:А ты Даша, как думаешь?.
Миша, у тебя какое мнение? (ответ ребенка)
Вос. -ль: Небылица это вымысел, неправда. В народном творчестве пишут о том, чего на свете не бывает. Например: Жил высокий человек - маленького роста. Как в думаете, где здесь вымысел?
Дети: Разве может человек быть высоким и одновременно маленького роста он или высокий, или маленького роста;
Вос. -ль: Ехала деревня мимо леса! Где здесь вымысел?
Дети: Разве может деревня ехать? Конечно, нет.
Вот сказки К. И. Чуковского и есть небылицы, потому, в них: кот едет задом наперед,
Давайте повторим это слово - Небылица
2. Вос-ль: (Из книги выпадает приглашение). – Ой, посмотрите, что это? Какой красивый конверт (показываю). А как нам узнать, что в нем? Что для этого нужно сделать?
Дети: в нем лежит открытка, в нем лежит письмо. Открываю - здесь письмо. Кто- нибудь из вас хочет его прочитать? Ну, конечно же, вы еще не умеете читать! Может, я прочитаю? Хорошо слушайте (читаю письмо)
Дорогие дети! Мы сказочные герои приглашаем вас к нам в сказочную страну- сказок К. И. Чуковского. Нам нужна ваша помощь – злой «Паук», «Путаница», прожорливый «Крокодил» все в сказках перепутали, напроказничали. Нам без вашей помощи не справиться, не навести порядок в сказках!
Ну что ребята, хотите отправиться в путешествие, помочь сказкам?
Тогда вспомните, на каком транспорте в сказках передвигались герои?
Дети: В сказках герои передвигались: на «Ковре – самолете». На «Летучем корабле»; На «Метле»; В «Ступе», на «Воздушном шарике, и т. д.
Вос. -ль: А мы с вами, на чем можем отправиться?
Дети:
«Ковре – самолете», или воздушном шарике (предлагают)
Вос. -ль: Смотрите, а нас уже дожидается «Ковер самолет», скорее, садитесь рядышком друг с другом, крепко держитесь за руки (под музыку дети, покачиваясь «летят»)
3. Вос-ль: Вот мы и в сказочной стране – выходите (подходим к макету «Чудо – дереву»)
«Что за чудо, чудо, чудо расчудесное! Ни цветочки на нем, ни листочки, а герои из сказок Чуковского.
-Ребята, как вы думаете, как они сюда попали? Кто же это сделал?
Дети: Наверное, это злой паук из сказки «Муха – Цокотуха» утащил их в свою паутину.
(если дети затрудняются ответить) Посмотрите, на дереве паутина - наверное, это злой паук утащил всех героев сказок)
Вос. -ль: Как им помочь вернуться домой? Возьмите по картинке и найдите сказки, в которых они живут.
На столе стоят книги или иллюстрации, дети подходят, кладут карточку и проговаривают:
Дети: Это Бармалей- герой сказки «Доктор Айболит», Это Комар из сказки «Муха –Цокотуха»…
Вос-ль: Вот мы и справились с пауком (на доске карточка с изображение паука убираю его на полку)
4.-Ой, посмотрите, что это?
Дети: море синее горит (показываю картину) выбежал из моря кит…
Вос. -ль: из какой сказки эти слова?
Дети: из сказки «Путаница»
Вос. -ль: Кто же море потушил?
Дети: Бабочка прилетала, крылышками помахала, стало море потухать и потухло.
Воспитатель: давайте, и мы превратимся в бабочек (дети выходят из – за столов на ковер присаживаются на корточки) - звучит музыка.
Бабочка:
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
(дети садятся за столы)
5. Звучит музыка выходят Миша Ф. в образе д. Айболита (белом халате, в шапочке доктора или в маске) читает стихотворение: отрывок из «Федорино горе».
Кира в образе Бабушки Федоры (сарафан платок или в маске, читает отрывок из стихотворения о д. Айболите.
Вос. -ль: Вы ничего странного не заметили? Как вы думаете, что случилось с Д. Айболитом и бабушкой Федорой? Кто же им в голове все перепутал?
Дети: их «Путаница» запутала.
Вос. -ль: как же нам все по местам расставить? Как помочь Федоре и доктору Айболиту? Предположения детей.
Расскажите, что делает Доктор Айболит в сказке?
Дети – спасает и лечит зверей.
Вос. -ль: Как называют доктора, который лечит зверей?
Дети: Доктор, который лечит зверей, называется – Ветеринар. («Айболит» садиться на место)
Вос. -ль: Молодцы ребята, помогли доктору вспомнить свою профессию.
Что же «Федора», какая она по характеру?
Дети: «Федора» по характеру ленивая, неряшливая, слабохарактерная т. к. позволила котам и тараканам хозяйничать в доме, но потом Федора стала добрее к посуде, навела порядок в доме, прусаков и тараканов повывела.
(Кира садиться на место) Ну - кА «Путаница» уходи в свою сказку пусть Д. Айболит снова станет доктором, а «Федора» настоящей бабушкой (снимаю маски у детей, садятся на места)
Вот в этих сказках навели порядок.
Вос. -ль: Ребята, а у вас есть бабушки? Кто хочет рассказать про свою бабушку?
Соня расскажи о своей бабушке!
Как зовут твою бабушку? За что ты ее любишь? (она вкусно готовит, печет пирожки, гуляет со мной, рассказывает сказки, жалеет если я болею) Какая твоя бабушка по характеру? (добрая, ласковая, хозяйственная, трудолюбивая)
-Я думаю, что вашим бабушкам, ни какая «Путаница» не страшна!
Вос. -ль: Посмотрите, что это? (показываю картинку крокодил с солнцем в пасти)
дети: крокодил Солнце в небе проглотил!
Из какой сказки крокодил?
Дети: Крокодил из сказки «Краденое солнце».
Вос. -ль: Что же делать, как нам быть? Как нам солнце воротить? Вы знаете ребята?
Дети: Нужно позвать медведя, он вырвет солнышко из пасти!
Вос. -ль: Крокодил приготовил вам испытание. Что бы вернуть солнышко.
На столах у вас лежат карточки с картинками
проведите стрелки от буквы (С) к картинкам, в названии которых есть звук (С) в начале слова синим карандашом, в конце слова красным карандашом;
Дети выполняют задание.
Вос. -ль: посмотрите и опять стало солнышко сиять (прикрепляю солнышко к доске). Вот и справились мы с крокодилом.
Ребята, как вы, считаете, помогли мы навести порядок в сказочной стране?
Дети: Я считаю, что мы навели порядок в сказках.
Дети: Герои вернулись в свои сказки, доктор Айболит вернулся к своим обязанностям, Бабушка Федора стала доброй. Крокодил солнце в небо воротил.
Вос. -ль: хотите узнать кто же нас пригласил в сказку? Достаньте из конверта карточки, из которых нужно собрать картинку (дети выполняют задание).
Кто у вас получился? Из какой сказки?
Дети: «Муха – Цокотуха» из сказки «Муха – Цокотуха»
Вос. -ль: Какая она по характеру?
Дети: Добрая, веселая, гостеприимная, хлебосольная.
Вос. -ль: Вот вам в благодарность от нее: книга в подарок, мы познакомимся с ней на следующем занятии.
А это обложка книги небылиц нашей группы, в которую будем записывать ваши придуманные небылицы, и рисунки к ним.
Вам понравилось наше путешествие в сказку?
Нам пора возвращаться в группу, садитесь на «Ковер - самолет»
(звучит музыка)