Алия Сулиманова
Опыт работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращения-ми и волшебными предметами. Воплощение фантазий и отражение своего мироощуще-ния они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано.
Сказочный мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, слов, музыки и загадочных звуков.
Публикация «Опыт работы по теме самообразования „Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театр творит чудеса : веселит, обучает, развивает творческие способности детей, кор-ректирует их поведение, способствует эмоциональному раскрытию, развивает речь, ораторские способности детей, придает уверенность в себе, помогает приобрести навык публичных выступлений.
Вот поэтому я выбрала тему самообразования «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность».
Актуальность темы.
Театр – воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театральная деятельность – благодатная почва для творчества, всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы за-ставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным разви-тием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительно-стью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь.
Можно утверждать, театрализованная деятельность — важнейшее средство разви-тия у детей способностей распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях.
Задача моего объединения, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Основные задачи темы моего самообразования – развивать творческих спо-собностей обучающихся, обучить театрализованной деятельности. И повысить собст-венный уровень знаний путём изучения необходимой литературы. Эти задачи решаются в процессе реализации следующих программ: образовательных программ «Театр кукол» и «Организаторы праздника».
Если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором играют дети, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать на что он способен, поверить в себя.
Работая над темой второй год, все больше убеждаюсь, театральное искусство спо-собствует всестороннему развитию гармонической личности ребенка. Театр оказывает большое эмоциональное воздействие на чувства и настроения детей.
Все дети любят спектакли. Им нравится не только смотреть представление, а и самим быть артистами. Чтобы сделать радость от общения с театром ежедневной, нужно создать «уголок» театра. Вот такой «уголок» «Театра кукол» я вместе с детьми создала: это мой кабинет, в котором мы собираем костюмы, декорации, куклы. Все это по-стоянно мы стараемся обновлять и пополнять.
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра.
Формы театрально-игровой деятельности разнообразны - и все они по-своему интерес-ны. Разыгрывая маленькие сценки, этюды, миниатюры детям очень нравиться перево-площаться, придумывать, сочинять, фантазировать, развивают память, внимание, на-блюдательность.
Упражнение «РАДУГА»
Цель упражнения – развитие воображения, фантазии.
Упражнение «ЗАПОМНИ ФОТОГРАФИЮ»
Цель упражнения – развитие внимания, наблюдательности.
Упражнение «КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ»
Цель упражнения – обучение полному расслаблению мышц всего тела.
Хоть и жарко, хоть и зной,
Занят весь народ лесной.
Лишь барсук — лентяй изрядный
Сладко спит в норе прохладной.
Лежебока видит сон, будто делом занят он.
На заре и на закате все не слезть ему с кровати.
(В. Викторов)
Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковер и стараются как можно больше расслабиться.
Стихотворение «Дом, который построил Джек»
Цель упражнения – работа над речью, речь в движении.
Вот дом,
Который построил Джек.
А это пшеница,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме, Который построил Джек.
А это весёлая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится. В доме, Который построил Джек.
Вот кот,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится.
В доме, Который построил Джек.
Вот пёс без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это корова безрогая,
Лягнувшая старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это старушка, седая и строгая,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Обыгрывая стихотворения, басни, постепенно переходим к постановке спектаклей, где ребята должны говорить грамотно, раскрывая характер героев, сочетать слова со сценическими действиями. Многие дети справляются, но некоторым сложно, особенно закомплексованным. Одни стараются, другие просто уходят.
У нас на занятиях «Театр кукол» дети учатся оживлять куклы: движения рук, речь, интонация, на занятиях «Организаторы праздника» ребята не только работают над речью, но и в постановочных действиях.
Самое главное научить детей творить, сочинять. Через театральную деятельность рас-крываются лучшие стороны детей.
В течение второго года по реализации данной темы я продолжаю изучать литера-туру: Михаил Чехов «О технике актера», «Работа актера» по Мейерхольду и Станислав-скому. Познакомилась с опытом работы режиссера народного коллектива «Дуслык» Р. М. Хасановой.
Посетила театральные постановки в г. Челябинске, г. Уфе. Прошла обучение на семинаре в г. Уфа по театральной деятельности.
Обучаюсь в ЧГИК на факультете РТПП. Собираю дидактический материал по данной теме. По данной теме самообразования продолжу работать в следующем учеб-ном году.
Занимаясь с детьми театральной деятельностью, я ставлю пред собой цель: сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества; чтобы навыки, полученные в теат-рализованных играх, спектаклях, дети смогли применить в повседневной жизни. Только тогда бутончики маленьких сердец начнут раскрываться, из жизненных ситуаций начнут постепенно уходить чёрные краски, и дети будут спешить навстречу с нами!