Нина Добровольская
Отчет по самообразованию «Развитие технического творчества и познавательных интересов посредством LEGO конструирования»
Отчет по самообразованию
«Развитие технического творчества и познавательных интересов дошкольников посредством LEGO-конструирования»
В современном мире педагоги и родители отдают предпочтение «умным» играм, способствующим развитию дошкольника, заботясь об интеллектуальном развитии ребенка. Развивающие игры привлекают свободой выбора, непринужденностью, самореализацией, самовыражением, возможностью проявить себя в разных областях.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие технического творчества и познавательных интересов посредством LEGO конструирования“» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В центре внимания находится проблема формирования у ребенка интереса к изобретательской и исследовательской деятельности, к техническому творчеству.
Особое место в дошкольном образовании занимает конструирование, этот вид деятельности способствует развитию воображения, фантазии, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формирует самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности, которые очень важны для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе.
Большую популярность в работе с дошкольниками приобретает продуктивный вид деятельности – LEGO-конструирование.
Конструкторы LEGO – удивительно яркий, красочный и многофункциональный материал, представляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. Без сомнения конструкторы LEGO стимулируют детскую фантазию, воображение, формируют моторные навыки, конструктивные способности.
Использование конструкторов LEGO дает возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность. LEGO-конструирование развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов — настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. Конструкторами LEGO дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели.
Главная цель моей работы: развитие у дошкольников технического творчества, формированием первичных представлений о технике, ее свойствах, назначении в жизни человека посредством LEGO конструирования.
На основе цели были сформулированы следующие задачи:
- развитие познавательного интереса к LEGO- конструированию;
- формирование умения и навыков LEGO-конструирования, приобретение первоначального опыта по решению конструкторских задач;
- развитие творческой активности, воображения, желания творить и изобретать, инициативы и самостоятельности в принятии оптимальных решений в разнообразных ситуациях;
- развитие зрительного восприятия, логического мышления, мелкой моторики, ориентировки в пространстве;
- воспитание коммуникативных способностей, дружеских взаимоотношений, дисциплины, чувства ответственности;
- систематизирование и закрепление знания детей о технике.
Для достижения поставленных задач использованы следующие формы организации обучения:
1. «Конструирование по образцу» - основано на том, что детям предлагаются образцы построек выполненных из деталей конструктора. Показаны способы их воспроизведения. Эта форма обучения обеспечивает прямую передачу знаний, способов действий основанных на подражании.
2. «Конструирование по замыслу» - дает огромные возможностями для творчества детей и проявления самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать.
Для привлечения внимания детей к LEGO-конструктору разыгрывались различные сюрпризные моменты.
В игровой форме формировалось представление детей о строительных деталях, их названиях, свойствах (форма, величина, устойчивость). Дети с интересом выполняли задания: сооружая несложные постройки, учились комбинировать детали, сочетая их по цвету, форме и величине, преобразовывать их по разным параметрам.
В процессе LEGO-конструирования посредством игровой деятельности совершенствовались элементарные навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, посередине, внутри)
Обыгрывание готовых построек. Это, именно, тот творческий процесс, способствующий развитию изобретательности, фантазии, воображения ребенка. Побуждают его придумывать различные игровые сюжеты, брать на себя роли, озвучивать своих героев, что способствует формированию творческих задатков, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность.
LEGO-конструирование перестает существовать, как отдельный вид деятельности, это уже часть сюжетно - ролевых игр.
Дети с большим интересом используют полученные знания и умения на занятиях и в самостоятельной игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются: инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость и коммуникабельность.
Для поддержания интереса детей к конструкторской деятельности, формирования у дошкольников познавательной и исследовательской активности, стремления к умственной деятельности, приобщения детей к миру технического творчества были использованы различные наборы LEGO-конструктора, такие как: LEGO-город, LEGO-планета, LEGO-животные и другие.
Перспективное планирование в младшей группе по теме: «Развитие технического творчества и познавательных интересов дошкольников посредством LEGO конструирования»
Изучение методической литературы - сентябрь-май.
Работа с детьми
Сентябрь
Содержание работы:
Знакомство с LEGO конструктором.
Мероприятия:
Познакомить детей с LEGO конструктором, дать простейшие названия деталей (кирпичик, пластина и т. д.).
Октябрь
Содержание работы:
Знакомство с LEGO конструктором.
Игра «Чудесный мешочек».
Знакомство с цветом волшебных кирпичиков.
Мероприятия:
1)Закрепление знаний детьми простейших названий деталей LEGO конструктора
2) Цвет элементов
3) Башни одного цвета
4) Башни разных цветов
5) Разноцветные дорожки
6) Постройка по замыслу из элементов определенного цвета
Ноябрь
Содержание работы:
Знакомство с формой элементов (кубик 2x2).
Мероприятия:
1) Знакомство с кубиком 2x2
2) Знакомство с вариантами скрепления элемента (кубик 2x2)
3) Высокая и низкая башня из кубиков 2x2 (закрепление варианта скрепления «на все шипы»)
4) Лесенка (закрепление варианта скрепления «на один шип вправо»)
5) Постройка по замыслу из кубиков 2x2
Декабрь
Содержание работы:
Знакомство с формой элементов (кирпичик).
Мероприятия:
1) Знакомство с кирпичиком
2) Знакомство с вариантами скрепления элемента кирпичик
3) Широкие и узкие ступеньки (закрепление варианта скрепления «на два шипа назад»)
4) Высокая башня (закрепление варианта скрепления «на все шипы»)
5) Постройка по замыслу из кирпичиков
Январь
Содержание работы:
Закрепление навыков скрепления все элементов между собой.
Мероприятия:
1) Соединение элементов для лучшей ориентации во всех деталях.
2) Постройка по замыслу, используя все элементы конструктора
Февраль
Содержание работы:
Простейшие постройки.
Формировать бережное отношение к конструктору.
Мероприятия:
Учить строить простейшие постройки:
1) Башенка
2) Дорожка
3) Мост
Март
Содержание работы:
«Поможем Пете построить забор для огорода».
Закреплять цвет, форму деталей, развивать внимание.
Мероприятия:
1) Формировать представления о высоте предметов (высокий, низкий)
2) Прослеживать связи между конструкцией забора и его назначением
3) Познакомить детей со способами сооружения заборов и конструкционными возможностями разных деталей
4) Игры «Найди кирпичик как у меня», «Разложи по цвету»
Апрель
Содержание работы:
«Построим в саду дорожку красного цвета».
Развивать координацию движений, закреплять название деталей.
Мероприятия:
1) Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по величине и цвету
2) Формировать восприятие цвета, помогать детям обследовать предметы, выделяя их цвет
3) Развивать воображение, память, образное мышление
4) Развивать мелкую моторику рук
5) Игры «Передай кирпичик», «Чего не стало?»
Май
Содержание работы:
«Строительство дорожек разной ширины в весеннем парке».
Закрепить знания о величине предмета.
Мероприятия:
1) Формировать представления о величине предмета (широкий, узкий)
2) Познакомить со способами соединения деталей при постройке
широких дорожек
3) Развивать умения анализировать образец и соотносить с ним свои действия
4) Игра «Гуляем в нашем парке»
К концу учебного года дети научились сами проводить простейший анализ созданных построек, называть, различать и использовать основные строительные детали (кубик, пластина, кирпичик, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения.
Получив положительные результаты к концу года, было решено продолжить работу с данной темой в более старшем возрасте основываясь не только на LEGO–конструирование, но и на робототехнику.