Наталья Денисова
Творческий отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Развитие мелкой моторики у детей
младшего дошкольного возраста»
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении
Публикация «Творческий отчет по самообразованию „Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Целью работы стало : развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи :
Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
Улучшить координацию и точность движений рук, мелкую моторику пальцев и кистей рук; общую двигательную активность.
Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
Способствовать развитию творческих способностей
Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет). В группу пришли дети «домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук, по методике Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич.
Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что почти 70% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% - средний.
Для успешного решения поставленных задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме: И. А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей"; А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»; Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения», О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» и другие. Изучила и использовала электронные ресурсы: https://www.maam.ru , https://nsportal.ru и другие.
Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план. Приложением к перспективному плану является подборка картотек по развитию мелкой моторики.
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной в группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, некоторые из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей.
Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В комплекс "Пальчиковые игры" я включила следующие виды игровых упражнений:
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые шаги.
При выполнении пальчиковой гимнастики меняю темп, ритм, интонацию, громкость слова. Это помогает координировать движение, развивать чувство ритма. Пальчиковая гимнастика дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, она развивает их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение.
Пальчиковые шаги направлены на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые, варианты. Я использую пособие "Пальчиковые шаги" Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки.
Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами.
Шишки, грецкие орехи и массажные мячики я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а также между ладонями. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук.
Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки :
Конструкторы – развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;
Пазлы, разрезные картинки способствуют развитию внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;
Мозаика крупная и мелкая – способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
Игры вкладыши («Найди фигуре место», «Рыбалка» и др.) развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственное мышление;
Игры-шнуровки являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста.
В своей работе я также использую
Игры с прищепками. («Ёжик потерял колючки», «Лучики для солнышка», «Кто что ест» и др). Они способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук и сообразительности.
Игры со счётными палочками. Дети выполняют из них различные фигурки. Эти упражнения использую на занятиях по математике, конструированию, а также в свободное время.
Игры с крупой: «Рисуем фасолью» по трафаретам, «Бусы из макарон», «Я - художник». (Рисуем пальчиком по крупе, “Золушка” (сортирование крупы).
Ещё один из способов развития мелкой моторики, - это застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, молний. Этот способ влияет на тренировку пальцев, совершенствует ловкость рук.
Применяю в своей работе игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». В игре ребенок развивает зрительные внимание и память и свою способность узнавать предметы на ощупь.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
В своей работе я использую:
Обрывная аппликация. В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Аппликация из крупы. Такой способ имеет множество преимуществ. Одним из них является то, что такие картины могут делать даже самые маленькие, потому как рисунки создаются без применения ножниц. А в процессе пересыпания крупы хорошо развивается мелкая моторика.
Пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.
Рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы рук напрягаться, прикладывать усилия для того чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
Помимо всего прочего, не стоит забывать про раскраски, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук. А также пальчиковое рисование – отличный способ развивать движение пальцев и координацию рук.
Популярен у детей пальчиковый театр. Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, способствует развитию мелкой моторики, т. к. в ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Для решения поставленной цели не достаточно усилий только одного образовательного учреждения. Эффективность и результативность будет проявляться лишь в том случае, если детский сад и семья будут сообща идти к намеченной цели. Поэтому я наладила прочный контакт с родителями воспитанников. В начале года провела с родителями родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста», ознакомила с содержанием и необходимостью развития мелкой моторики детей. Для родителей в раздевалке оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики и консультации «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода», «Пальчиками играем – стихи повторяем» и другие. Рекомендую родителям давать детям больше самостоятельности при одевании : самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость. Родители моей группы – активные помощники в организации образовательного процесса. Оказывают посильную помощь в изготовлении и приобретении атрибутов для игр.
Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.