Анна Пономаренко
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством разных жанров
▼ Скачать + Заказать документы
В устном народном творчестве, вмещающем в себя все ценности русского языка, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного, речевого и нравственного развития детей.
Публикация «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством разных жанров» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Мною сделаны выводы: если малые формы фольклора отобраны с учетом возрастных возможностей детей, если организованна систематическая работа дошкольников по ознакомлению с устным народным творчеством, то эти формы доступны пониманию и осознанию детей. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя. С их помощью можно решать практически все задачи методики развития речи. Наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
В процессе работы были замечены такие изменения:
- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.
- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
Эффективность моей работы по привитию детям знаний малых форм устного народного творчества находит отражение в умении детьми применять эти формы не только на занятиях, но и в повседневной деятельности.
Мне удалось качественно изменить своё отношение к использованию фольклорного материала для развития у детей дошкольного возраста речевой активности, формирования интереса к устному народному творчеству и истории России.
В свое работе я опиралась на энциклопедические источники историко-культурологического, этнографического содержания, достижения педагогической науки последних лет, собственный опыт, воспоминания из детства.
Старинная русская поговорка гласит: «Не роняй старь, она новизну держит». Пусть же каждое новое поколение, оглядев родную землю, поймет, где пролиты кровь и пот, где отданы труд и талант миллионов сынов и дочерей наших.