Бояркина Лариса Ивановна
Отчет по самообразованию «Познавательное развитие детей по средствам сенсорного воспитания» 2019–2020 г
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию :
«Познавательное развитие детей по средствам сенсорного воспитания»
Цель Повышение (продолжение) своего профессионального уровня,
профессионального мастерства и компетенции.
Задачи:
1. Расширять знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста
Публикация «Отчет по самообразованию „Познавательное развитие детей по средствам сенсорного воспитания“ 2019–2020 г» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
2. Обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр). Создание картотеки игр по ФЭМП для детей 2-3 лет.
3. Проведение консультаций для родителей «Особенности сенсорного развития детей 2-3 лет»
4. Мастер- класс по созданию дидактической игры «Волшебные палочки»
Работа в данном направлении помогла мне:
1. Научить детей различать цвета.
2. Познакомить детей с величиной и формой предметов.
3. Сформировать навыки самостоятельной деятельности.
4. Повысить самооценку детей и их уверенность в себе.
5. Развить творческие способности, любознательность.
6. Сплотить детский коллектив.
7. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
8. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы.
С сентября 2019года работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.
Список используемой литературы
1. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа. Москва 2010г.
2. Л. А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» 1988г.
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» 2003г.
4. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» 2008г.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова «Как играть с ребенком» 2012г
Работая с самыми маленькими детишками (от 2 до 3 лет, уделяю особое внимание сенсорному развитию детей, так как именно этот возраст является наиболее восприимчивым для усвоения сенсорных эталонов, благодаря которым, малыш познает окружающий мир, учится, развиваются его не только тактильные ощущения, но и мышление, восприятие всего окружающего.
Хочу немного рассказать о своей работе в этом направлении
• Создали условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов;
• Закрепляем умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
• Обогащаем чувственного опыта детей, развитие умения фиксировать его в речи;
• Показ различных способов обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям.
• Закрепляем у детей понятие форм : круглая (шар, кубик);
• Группируем однородные предметы по нескольким сенсорным признакам : величине.
Сенсорное воспитание детей включает в себя интеграцию пяти образовательных областей: познавательное развитие, творчески-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное и речевое развитие.
При выборе месторасположения в группе учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей.
Вместе со вторым воспитателем оформили уголок экспериментальной деятельности, который дает возможность выполнять простейшие манипуляции с различными предметами, игрушками, возможность маленьким деткам исследовать, трогать, ловить, ощущать предметы, тем самым делая свои первые опыты и познавать окружающий мир.
Малыши могут «собирать» урожай (фрукты и овощи).
Дети знакомятся со свойствами многих других материалов, тем самым развивают тактильные ощущения, речь.
Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и само - массажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.
Создала картотеку дидактических игр. Вот некоторые игры-задания, которые проводила во время занятий
«Чудесный мешочек» (картотека)
Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Найди предмет такой же формы»
Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, квадраты)
"Пирамидки"
Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.
В октябре 2019 года проводила упражнения способствующие развитию мелкой моторике «Застежки».
Так же проводила дидактические игры и упражнения на закрепление понятий величины «Сравни предметы по высоте», «Картинки –половинки», «Много- один», «Покажи квадратик»
Проводилась выставка подделок из природного материала «Шикотанская осень»
Проводились игры с конструкторами. В процессе дети получают представление о форме и размере предметов, закрепление цвета.
В ноябре 2019 г. провела дидактические иры :
«Тарелочка для Миши и Мишутки»
«Разрезные картинки»
«Цветные карандаши»
«Скажи какой»
Оформление выставки «Мамины руки не знают скуки»
В декабре 2019г. проводились игры :
«Найди такой же»
«Большой - маленький»
«Картинки – половинки»
Участие в выставке «Символ года»
Участие в оформлении окон группы «Зимняя сказка»
Создала картотеку игр по ФЭМП для детей 2-3 лет»
В январе 2020г. участвовали в конкурсе рисунков «Зимние забавы»
Так же с детьми участвовали в конкурсе построек из снега «Снежная сказка»
В феврале 2020г. проводила игры и упражнения с предметами
«Собери башенку»
«Собери пирамидку»
Провела консультацию для родителей «Особенности сенсорного развития детей 2-3 лет»
В марте 2020г. проводила дидактические игры:
«У кого какое платье» (картотека) и создала ее. Детям очень понравилось.
«Много - мало»(сравнение количества предметов)
Работая в дежурной группе создали «Огород на окне», что привело детей к интересу наблюдения за растениями, что способствует экологическому воспитанию в ДОО.
В апреле 2020 года проводила дидактические игры
«Чего не стало» (картотека, что развивает внимание и память.
«Разрезные картинки»
«Лото». Играя в лото дети учатся называть предмет,цвет, назначение.
Проводила наблюдение- рассматривание песка, что активизирует словарь, мелкую моторику, развивает наблюдательность.
Памятка для родителей «Сенсорное развитие детей 2-3 лет»
Мастер- класс по созданию дидактической игры «Волшебные палочки»
Май 2020 год
Мастер- класс нетрадиционная аппликация «Мозаика из нарезанных коктейльных трубочек»
Прослушала курс вебинаров с повышением квалификации 1. 03 .2020г. и получила сертификат.
Прослушала курс вебинара 12.05.2020г. «Игра как средство сенсорного развития ребенка дошкольного возраста» и получила сертификат.
Приготовила презентацию по своему самообразованию.
Вывод:
Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Курсы вебинаров помогают обогащать новые знания. Ребята стали уделять больше внимания
дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.
Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.
В дальнейшем буду продолжать работу по сенсорному развитию детей, потому что день за днем маленькому ребенку необходимо реализовывать его первую потребность в познании : трогать, осязать, и совершать все нужные для его возраста манипуляции, развиваться, расти, взрослеть. Познание окружающего мира начинается с ощущений, восприятия. Чем богаче будут ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком знания об окружающем мире.
Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его интеллектуального развития.