Татьяна Величко
Развитие мелкой моторики и сенсорного опыта детей с помощью натуральных камней-самоцветов
▼ Скачать + Заказать документы
Детство должно быть наполнено яркими эмоциями. Игры с натуральными камнями-самоцветами очень нравятся моим детям, увлекают и притягивают к себе снова и снова. Дети с восторгом перебирают, группируют, сортируют разноцветные блестящие камешки, конструируют мозаики, башенки.
Камни-самоцветы – уникальный природный материал для развития мелкой моторики, сенсорного опыта детей, совершенствования координации руки и глаза, а также для знакомства с природой и расширения кругозора.
Моя коллекция камней – самоцветов:
Публикация «Развитие мелкой моторики и сенсорного опыта детей с помощью натуральных камней-самоцветов» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Здесь яшма, агат (белый, голубой, древесный, розовый, серый и черепаховый, кварц, аметист, тигровый глаз, соколиный глаз, авантюрин, лазурит, лунный камень, сердолик, обсидиан и другие. Камни разных цветов и оттенков, размера и формы.
Известно, что фундаментом умственного развития ребенка является сенсорное воспитание. Сенсорный опыт детей должен обогащается постоянно. В этом помогают различные дидактические игры. Игры с камнями-самоцветами очень увлекательны как для малышей, так и для взрослых - всем нравится перебирать самоцветы, любоваться ими.
Малыши учатся рассматривать камни, различать их по величине и цвету. При этом активно используются осязание и зрение. Дети упражняются в установлении сходства и различия между камнями.
Дети среднего дошкольного возраста знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами (холодный, твердый, гладкий). При этом обогащается чувственный опыт детей, формируется активный словарный запас, например, названия формы (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная). Дети в этом возрасте стремятся самостоятельно обследовать камни, сравнивать, группировать и классифицировать их.
Старшие дошкольники продолжают знакомиться с цветами спектра: красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым (хроматические цвета, а также белым, серым и черным (ахроматические цвета). Учатся различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть. Выделяют красивые сочетания цветов и оттенков, сравнивают и классифицируют предметы по форме, величине, цвету.
Игры с камнями-самоцветами могут быть самыми разнообразными. Все они гармонизируют и успокаивают ребенка, увлекают и развивают. Вот некоторые примеры:
1. Самый красивый камень.
Предложить выбрать камешек, который больше всего понравился.
2. Найди камень.
Предложить отыскать камень по образцу или по описанию.
3. Соберем коллекцию камней.
а) По цвету.
Для малышей можно подготовить карточки из цветного картона, к каждому цвету малыш должен подобрать камни похожего цвета. Дети постарше могут собирать камни по образцу или словесному описанию.
б) По размеру.
Малыши могут играть и сортировать камни по размеру с помощью «сортера» - коробки с отверстиями для крупных, средних и маленьких камней. Дети постарше отбирают камни, сравнивая по размеру; выкладывают ряды от большого к меньшему и наоборот.
в) По форме.
Составление коллекции из овальных, круглых, прямоугольных, длинных или коротких камней.
г) По весу.
Сравнивать вес камней, определять, какой камень тяжелее или легче.
д) По фактуре.
Игра «Чудесный сундучок» с камнями различной величины, формы и фактуры. Ребенок по просьбе взрослого ищет гладкий, или длинный, или круглый, или шершавый, или маленький и т. д. камешек.
4. Математика с самоцветами.
а) выкладывание рядов (последовательностей):
• разложить камни по размеру от маленького к большому;
• выложить одинаковое количество камней, но разной длины;
• выложить разное количество камней в ряды одной длины;
Ребенок должен понять, в каком ряду больше, меньше или одинаковое количество камней.
б) выкладывание геометрических фигур, цифр.
5. Игры на развитие восприятия.
а) выкладывание дорожек для пальчиков;
б) игры с сенсорной коробочкой (шкатулкой, где самоцветы разного размера и фактуры.
в) игры с тактильным мешочком, в который помещены разные предметы, среди которых нужно найти камни.
г) изучение звуков, которые издает камень при стуке по дереву, металлу, камню и другим поверхностям.
6. Творчество с самоцветами.
Выкладывание картин, башенок, контуров рисунков с использованием разноцветных камней. Например:
Игры с камнями-самоцветами развивают и благотворно влияют на детей и взрослых!
Играйте вместе с детьми с удовольствием!