Бусаргина
Отчет по самообразованию педагога-психолога «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
Цель: изучение проблемы психологической готовности детей к школьному обучению.
Задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы.
2. Подбор оптимального диагностического инструментария по определению готовности к школе детей.
Публикация «Отчет по самообразованию педагога-психолога „Психологическая готовность детей к школьному обучению“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
3. Определение эффективных методов работы педагога-психолога с детьми.
4. Психологическая поддержка в семье при поступлении ребенка в школу.
5. Выбрать эффективную коррекционно-развивающую программу по сопровождению детей к школьному обучению.
Особый интерес вызвала у меня тема «Психологическая готовность детей к школьному обучению». Изучив эту тему, я поняла, что проблема готовности детей к школе очень актуальна и важна в нашем современном мире, в мире, где используются инновационные методы обучения.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Возрастной период от 6 до 7 лет характеризуется повышенной эмоциональностью, подражательностью, направленностью на познание окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослых и сверстников. В этот период психика детей старшего дошкольного возраста проходит различные «расстояния», претерпевает качественные преобразования в зависимости от того, развивается ребенок в условиях игры или учения, в зависимости от индивидуальных особенностей и социальных условий воспитания. В воспитании и развитии личности необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, формирование способностей в разных видах деятельности, воспитание высокой культуры, высшие чувства (интеллектуальные, эстетические, нравственные, воспитание способностей к сопереживанию и ответственности. Важно знать общие закономерности психического развития ребенка, а также причины, обуславливающие многообразные индивидуальные различия детей. Поступление ребенка в школу является переломным моментом его социализации. Многие новые технологии обучения, концепции содержания образования, идеи новых школ базируются сегодня на создании гуманной развивающей среды, в которой личность ребенка формируется наиболее полно и свободно на благо общества. Но не все дети, поступающие в школу готовы к обучению, готовы принять новую роль – роль ученика, – которую предлагает ему новый социум – школьная среда.
Основные вопросы, намеченные для изучения.
Программно - методическое обеспечение Материально-
техническая база Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями Взаимодействие с педагогами
1. Приобретение литературы по формированию готовности детей к школьному обучению;
2. Приобретениеаудиопособий, дидактических пособий, демонстрационного и раздаточного материала.
3. Приобретение книг о развития познавательной деятельности у детей.
4. Приобретение новых изданий по работе с детьми на развитие мышления, воображения, памяти, речи, восприятия, мелкой моторики.
1. Обновление уголков информации для родителей
2. Картотека игр на развитие психических процессов, волевой регуляции нетрадиционное оборудование для оздоровления детей.
1. Диагностика детей;
2. Индивидуальные и групповые коррекционно- развивающие занятия. 1. Наглядная информация в уголке для родителей: Папки – передвижки, брошюры, памятки по темам «Критерии готовности к обучению в школе»; «Возрастные особенности 6-7 лет. Кризис 7 лет»; «Родителям будущих первоклассников о формировании учебной активности»; «О самостоятельности детей»; «Оказание родителями психологической поддержки детям»; «Что нужно знать о психологической и интеллектуальной готовности детей к школе»;
«Какую школу выбрать?», «Социальная готовность к школе».
- Родительские собрания: «Психологическая готовность детей к школе»; «Влияние взаимоотношений взрослых в семье на развитие ребенка»; «Психофизиологическая готовность детей к школьному обучению». 1. Семинар
«Психофизиологическая готовность детей к школьному обучению»;
2. Консультации «Интеллектуальное развитие детей подготовительной группы»
При изучении литературы повысила психолого-педагогические знания по теме : «Психологическая готовность детей к школьному обучению».
Диагностика велась по следующим методикам
1. Г. Л. Урунтаева – диагностика речевого развития ребенка.
2. Беседа (общая осведомленность) – цель: определение уровня психологической готовности к обучению в школе.
3. Стандартная беседа Н. Неживой.
4. Тест “Соедини фигуры” – развитие наглядно – действенного мышления.
5. Методика “9 картинок” – оценка развития кратковременной зрительно – пространственной памяти.
6. Методика “Корректурная проба” – определение уровня развития произвольного внимания.
7. Методика «Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна Йирасека.
Осуществляя выполнение одной из задач, выбрала более приемлемую рабочую программу коррекционно-развивающего сопровождения детей в детском саду.
Также в рамках работы над темой была проведена следующая работа:
- Оформление папок-передвижек в приемных группы;
- Оформление стендовой информации;
- Разработаны рекомендации по данной теме для родителей и педагогов;
Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по – настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. В связи с этим, родители (по возможности) посещали предложенные им мероприятия.
При работе над данной темой столкнулась со следующими трудностями:
- Родители не принимают активное участие в развитии и воспитании своего ребенка, ссылаясь на свою занятость.
Таким образом, проанализировав результаты своей практической деятельности, считаю, что в 2016 - 2017 учебном году необходимо определить следующие перспективы:
- Провести цикл открытых занятий с детьми для родителей, с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей;
- Организовать образовательный проект «На пороге в школу».
Литература
1. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе : диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст] : сборник метод. материалов / М. Р. Битянова. – М. : Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997 – 112 с.
2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] : учебное пособие / Н. И. Гуткина. –СПб. : Питер, 2009. – 208 с.
3. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей [Текст] : пособие по практической психологии / Т. Д. Марцинковская. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1997 – 176 с.
4. Рогов Н. И. Настольная книга практического психолога, М. 1999 – кн. 1, 214 с.