Татьяна Туева
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6
▼ Скачать + Заказать документы
Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании центральной нервной системе происходит резкий скачек. Степень «каракулей» и головоногов обязательна для всех детей. Всем детским рисункам, как правило, свойственны так называемые «прозрачность», «добавочные» косы детской логики и «цветовая паутина». Очень важна связь рисования с мышлением и речью, ведь ребёнок не всегда может выразить мысли об окружающем, здесь ему, как раз помогают краски и карандаши. Глядя на детские рисунки можно определить состояние ребенка.
Публикация «Консультация „Психологическая готовность детей к обучению в школе“, Часть 6» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Если ребёнок чертит уверенные линии, пользуется яркими красками, значит ему вполне
хорошо.
Другое дело, если на бумаге возникает страшилище темного цвета, выведенное неуверенной рукой. Скорее всего, здесь скрыта серьезная проблема юного художника, которую нужно решать (ночной страх или негативная реакция на действия взрослых).
Рассмотрим другой критерий – «умение воспроизводить письменный образец». При подготовке детей к школе обращаем внимание на упражнения, которые развивают не отдельные движения рук и глаз, но помогают скоординировать их работу между собой. Развивают зрительно – моторную координацию упражнений по рисованию с натуры, срисовыванию узоров с образца, рисование узоров по клеткам. Задания типа «Скопируй узор».
Следующий показатель деятельной готовности к обучению – умение заниматься ручным трудом. В головном мозге самые большие зоны «обслуживают» движение руки, особенно кисти, и больше всего – большого пальца. Полноценное развитие движений мелких мышц и мышц кисти – необходимый этап и усвоение мыслительной деятельности. Мышцы рук должны быть достаточно крепкими, чтобы ребёнок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не слишком уставала рука при письме. Именно в развитии и укреплении мышц кисти помогают ребенку занятия ручным трудом (лепка, вышивание, конструирование, складывание бумаги, вырезание разнообразных узоров).
Все эти виды ручного труда помогают развитию такого качества личности как работоспособность. Без нее вряд ли можно добиться или рассчитывать на прочное усвоение достаточно большого объем знаний на фоне сложных умений.
Для тренировки работоспособности используем:
— Графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности круг, квадрат, прямоугольник под диктовку или по образцу.
— Упражнения по нанизыванию бус.
— Составление фигурок и узоров из спичек, игры типа «Танграмм», «Колумбово яйцо» и т. д.
— Выкладывание узоров из мозаики.
— Работа с детскими конструкторами.
Наличие достаточного словарного запаса для развернутой характеристики предметов и явлений – важное условие и показатель общекультурного развития ребенка. Развитая речь необходима будущему школьнику еще и потому, что обучение в России вербальное. Как подача материала, так и проверка знаний осуществляется в языковой форме. Развернутость ответов, способность аргументировать свое мнение являются важнейшими показателями усвоения знаний. Устная связная речь развивается при пересказе художественных произведений, различных видов рассказывания, а также при чтении детям художественной литературы.
Избирательность восприятия школьника проявляется в способности выделять определенную фигуру из фона. Эта способность тесно связана с умением концентрировать внимание на заданных признаках. А также этот процесс зависит от того, сумеет ли ребёнок усилием воли заставить себя сконцентрировать внимание на признаках, принадлежащих данной фигуре.