Коновалова Мария
«Осень». Конспект познавательного занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Актуализировать знания детей характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их; формировать умение видеть поэтическую красоту осени;
Дать возможность применить на практике раннее полученные знания о лиственных деревьях: березе, дубе, клене; умение различать и называть их;
Развивать логическое мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в живой и неживой природе (сезонные изменениями в жизни растений и животных);
Формировать мотивационно - коммуникативные навыки, умение работать в команде, умение правильно формулировать и доказывать (при необходимости) правильность своих убеждений;
Развивать умения выражать свои чувства и настроение посредствам выразительности движений, пластики, мимики и пантомимики (психологический этюд);
Воспитывать бережное заботливое отношение детей к природе, способность любоваться ее красотой.
Методы и приемы: Словесные: чтение стихотворения, вопросы по теме, рассуждения. Наглядные: слайд презентации. Практические: экспериментальная деятельность. Игровые: д /и «Осенний листочек, по кругу лети, про осень красавицу нам расскажи», «На листочек посмотри и его половинку найди»
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: запись пьесы П. И. Чайковского «Времена года «модель осеннего листа желтого цвета, конверт с письмом; слайд - презентация «Деревья осенью», «С какого дерева листик?», «Как лесные звери готовятся к зиме»
Раздаточный материал: по одной детской варежке, кусочек льда на каждого ребенка, силуэты белого и серого зайца, альбомный лист, 1 / 2 кленового, березового и дубового листа на каждого ребенка.
Предшествующая работа: Чтение стихотворений, рассказов, сказок, энциклопедий на тему: «Осень в лесу», Рассматривание иллюстраций «Дикие животные» Д/и «Раз, два, три - к дереву иди», «Найди и назови по описанию»
Экспериментальная деятельность: «Как растения пьют воду»
Ход НОД
1. Оргмомент:
Воспитатель привлекает внимание играющих детей:
Ребята, сегодня утром мне рассказали очень красивое стихотворение. Вы хотите его послушать?
Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Гостья золотая в гости к нам пришла.
- Как вы думаете, о каком времени года говорится в этом стихотворении?
- объясните, почему в стихотворении говорится об осени? (ответы детей)
- Ребята, я предлагаю вам поиграть и про осень рассказать.
- Хотите?
Д/и «Осенний листочек, по кругу лети, про осень красавицу нам расскажи»
(Дети передают желтый кленовый лист и называют признаки осени: золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, капризная, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)
Воспитатель:
-Вы очень меня порадовали!
-Ребята, посмотрите, пока мы с вами играли, я забыла вам сказать, что к нам в группу пришло письмо.
-Вам интересно узнать от кого оно? (на конверте изображение сказочного персонажа «Лесовичка»; предположения детей об адресате)
- Дети, вы тоже думаете, что это письмо от Лесовичка?
-Хотите узнать, о чем он нам пишет?
-Чтобы вам было удобнее слушать, присаживайтесь, пожалуйста, за столы.
- Но прежде, чем сесть за столы я предлагаю вам собрать осенние листочки.
- А теперь, найдите каждый свою половинку листа и сядьте вместе, парой за стол.
(Воспитатель напоминает детям о правильной осанке за столом)
Воспитатель читает письмо:
«Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам Старичок - Лесовичок. В моем лесу произошла большая беда. Злой колдун украл у осени ее волшебные краски. Теперь все деревья стоят бесцветные. Если вы поможете выполнить задания колдуна, то он вернет осени все краски и Волшебница осень сможет нарядить все деревья в замечательные наряды. Заранее вас благодарю. Ваш друг Лесовичок.»
Слайд №1 «Бесцветный лес»
-Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь Осени.
- Яне сомневалась в вашей отзывчивости!
- И так, первое задание.
Д/у «Узнай дерево»
Слайд №2: береза без окраски листьев
-О каком дереве идет речь в загадке?
Белый ствол. Чернеют пятна –
где такое ты встречал?
Будто кто-то аккуратно
на стволе их рисовал. (Береза)
Слайд №3 Береза с желтыми листочками
-Все согласны?
- В какой - же цвет перекрасила осень листья березы? (ответы детей)
А нас ожидает еще одна загадка.
Слайд№4 Дуб без окраски листьев
Великан осенний рад
бурый свой надеть наряд.
С веток, словно для затей,
набросает желудей. (Дуб)
-Как вы думаете, на каком же дереве растут желуди? (предположения детей с доказательством ответа)
Слайд№5 Дуб с осенней окраской листьев
- С какого же дерева еще, стер всю краску злой колдун?
Слайд№6 Клен без окраски листьев
Листик на ладонь похож,
осенью красив, пригож.
Каждый в дерево влюблён,
потому что это. (Клен)
- Ребята, что произошло с нашими деревьями?
- Почему, они стали такими разноцветными?
- Я с вами соглашусь, это волшебница- осень нарядила деревья в красивые платья.
Слайд№7 клен с осенней окраской
- Нам предстоит еще потрудиться и выполнить задания колдуна.
Задание №2Д/у «С какого дерева листик?»
Слайд№8,9,10 Береза, клен, дуб. Рядом лист березы, клена, дуба (ответы детей)
- Как называется лист у березы? (ответы детей)
- У кого другое мнение… березовый!
-С клена упал лист (кто думает иначе) … кленовый.
- На дубе листья… дубовые.
Слайд№11 Картинка осеннего леса - все деревья окрашены в осенние цвета.
-Ребята, листики пожелтели и начинают опадать. Как вы думаете, почему?
(предположения детей: дни стали короче, солнце светит мало, деревья готовится к зимнему сну)
- Молодцы ребята, вы не перестаете меня удивлять своими знаниями и успехами! Мы с вами проделали большую работу, предлагаю немного отдохнуть.
Воспитатель предлагает взять осенние листочки и под музыку потанцевать (выполнить упражнения.)
Физкультминутка –психологический этюд «Листопад»
(Педагог говорит о том, что наступила золотая осень, набежавший лёгкий ветерок качнул ветви деревьев. Листья, оставив своё пристанище на ветках, падают на землю. Педагог предлагает детям повторить движения падающих листьев.
Дети поднимают руки над головой и разводят их в стороны; выдыхают лёгкую струю воздуха, колыхая руками из стороны в сторону, кружатся с поднятыми руками, медленно приседают, опуская руки на пол перед собой.
- Педагог просит детей пройтись по воображаемым листьям и пошуршать ими.
Дети встают и медленно расходятся по группе, поочерёдно приподнимая то правую, то левую ступню, будто подкидывают осенние листья)
- Ребята, Лесовичок благодарен вам за оказанную помощь!
-А осень прислала вам в подарок видеописьмо. «Как лесные звери готовятся к зиме»
- Напомните мне какие звери живут в лесу. (ответы детей)
Слайд№12
-Кто как думает, как лесные звери готовятся осенью к зиме (ответы детей)
- Вы не перестаете меня радовать.
-А хотите это проверить?
Если дети не скажут о линьке животных, воспитатель рассказывает и предлагает провести эксперимент.
Самостоятельная экспериментальная деятельность детей:
-А хотите это проверить?
У вас на столах лежат варежки. Наденьте, пожалуйста на одну руку варежку.
- Что вы чувствуете? (ответы детей)
-а теперь возьмите кусочек льда сначала в руку без варежки- что вы чувствуете? А теперь варежкой. Вот так и звери – в шубке им зимой тепло, и от снега и льда они не замерзают.
- А вы запомнили, как готовиться заяц к зиме?
(заяц меняет цвет шубки)
- Как по-вашему, зачем зайцу менять цвет шубки?
(обобщение воспитателя)
На белый лист бумаги дети кладут силуэт белого и серого зайца. Делают вывод, что белый цвет помогает скрыться от волка и лисы.
Подведение итогов:
- Мне нравиться, как вы сегодня работали, а что понравилось вам?
- Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?
- Как вы считаете, кто сегодня был самым активным?
- Какое задание было для вас самым трудным? Почему?
- Какое задание больше всего понравилось? Почему?
- Ребята, осень вас благодарит за помощь и предлагает вам стать тоже, как и она волшебниками. Она дарит вам краски, мелки, карандаши, что бы вы смогли раскрасить каждый, свою бесцветную половику листика.