Татьяна Туева
Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5
▼ Скачать + Заказать документы
Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.
Все основные требования, предъявляемые к будущему ученику можно уложить в следующие общие критерии:
1. Когнитивный,
2. Мотивационный,
3. Деятельный.
Когнитивный – знания ребенка об окружающем мире, о самом себе, результат достаточно развитых познавательных процессов. Когнитивный критерий имеет следующие частные показатели:
Публикация «Консультация „Психологическая готовность детей к школе“, Часть 5» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
— способность концентрировать внимание усилием воли;
— способность к механическому запоминанию информации;
— способность выделять фигуру из
— способность устанавливать сходство и различия между явлениями и событиями окружающей действительности;
— наличие достаточного словарного запаса для развернутой характеристики предметов и явлений.
Чтобы знать, как устанавливается сходство и различия между событиями и предметами окружающей действительности, ребёнок должен владеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез. Анализ – это не просто деление на части, а выделение главных существенных признаков предмета или явления, вскрытие причинно – следственных отношений.
Изучение объекта с позиции существенных признаков подразумевает теоретические знания об этом объекте. Введение операций анализа поможет ребенку при обучении математики, письму и освоению предметов школьного цикла. Поэтому понятие «анализ» входит в содержание умственной деятельности и может быть индикатором интеллектуального развития.
В таком познавательном процессе, как сравнение проявляет себя операция синтеза, т. е. установление связей и взаимосвязей между отдельными элементами. Всякое сравнение двух предметов предполагает умение анализировать, и синтезировать.
Сравнение, как мыслительная операция ведет к обобщению, которое бывает двух видов:
— обобщение по сходным признакам,
— обобщение по существенным признакам.
Мотивационный критерий представляет собой осознанное стремление к обучению в школе, заинтересованность в приобретении знаний. Определяют следующие показатели:
Желание принять роль ученика;
Потребность в общении со сверстниками;
Потребность в приобретении новых знаний.
Для успешной адаптации в школьной среде, очень важно желание малыша принять роль ученика. Хотел ли ребёнок пойти в школу, и, почему он хотел туда пойти. Ребёнок может стремиться в школу потому. Что пойдут туда его друзья, потому что слышал дома, что попасть в школу очень важно и почетно. Однако это еще не значит, что дети осознают важность учебы, и готовы прилежно учиться. Просто многие дети понимают, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад. Поэтому ребёнок и стремится в школу, так он хочет быть взрослым, иметь определенные права, например, на ранец или тетради, а также закрепление за ним обязанностей, например, рано вставать, готовить уроки. Пусть он еще полностью не осознает, что для того, чтобы приготовить урок ему придется пожертвовать игрой или прогулкой, но в принципе ребёнок должен понимать тот факт, что уроки нужно делать.
Именно это стремление стать школьником, и иметь его права и обязанности составляет «внутреннюю позицию школьника», которая является основой готовности к школе.
Потребность в общении со сверстниками подразумевает и наличие в характере ребенка коммуникативных черт:
— общительность,
— контактивность,
— отзывчивость,
— покладистость.
Ребёнок должен уметь подчинять свое поведение законам детской группы.
Потребность в приобретении новых знаний вырастает из естественной любознательности детей. Интерес к новой информации прямо зависит от полноты его удовлетворения со стороны взрослых. Познавательная потребность относится к разряду, так называемых «не насыщаемых», важнейшая особенность которых состоит в том, что чем больше удовлетворенность, тем сильнее она становится.
Деятельный критерий подразумевает набор определенных практических умений и навыков для обучения в школе.
Показатели деятельного критерия:
— умение рисовать простейшие предметы,
— умение воспроизводить письменный образец,
— умение заниматься ручным трудом.