ольга саматова
Отчет по самообразованию новые логопедические технологии в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
ОТЧЕТ
по реализации темы самообразования
Свою работу по самообразованию начала с поставленной перед собой цели. Для успешного достижения цели разработала план самообразования, на который опиралась в течение всего периода работы.
Так же изучила методическую литературу по теме, взглянула по-новому на организацию образовательного процесса в ДОУ, перестроила предметно-развивающую среду в логопедическом кабинете, пересмотрела планирование, внедрила в практику нетрадиционные методы и приемы работы.
Публикация «Отчет по самообразованию новые логопедические технологии в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Логопедическая работа. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Отчет учителя-логопеда
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Участие в методических объединениях, конференциях, конкурсах закрепило полученные знания и умения по данной теме.
Цели работы по самообразованию : Развитие у ребенка интереса к логопедическим занятиям, посредством новых технологий. Максимально эффективная коррекция речевого дефекта. Создание ощущения радости на пути продвижения от неумения к умению, т. е. осознание смысла и результата своих усилий.
Практическое применение Су-джок терапии в коррекционно-развивающем процессе дошкольников.
Принцип работы : Совершенствование не только разных сторон и качеств речи, но и параллельная коррекция, и стимуляция других психических функций, таких, как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно- логическое мышление, творческое воображение, т. е. всестороннее развитие личности ребенка.
Стиль работы : Постоянный поиск и создание новых логопедических игр, способствующих делать занятия для детей интересными, эмоционально - окрашенными, развивающими и познавательными.
В логопедической работе с детьми я широко использую игру,как эффективный метод работы по исправлению речевых нарушений.
В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным заданием.
Играть в логопедические игры весело и интересно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу становятся для ребенка увлекательными заданиями.
Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребенка.
В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее существенны среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Они помогают мне на разных этапах коррекционно-речевой работы. Изначально использую «Играем, двигаемся - развиваемся» как систему занятий и подготовительных упражнений для развития артикуляционной, общей и мелкой моторики, просодики, слухового и зрительного восприятия, слухового внимания и памяти у детей. Дошкольникам очень нравятся различные виды самомассажа : головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (биоэнергопластика, театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков).
На основном этапе логопедической работы применяю метод су-джок терапии. Использование су-джок массажёров - массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.
Особое значение придаю логопедической и фонетической ритмике как средству профилактики и коррекции речевых нарушений у детей. Многолетний опыт использования, богатый арсенал игр и игровых упражнений: фонетический логотренинг, фонопедические и дыхательные упражнения, фонетическая разминка, речедвигательные упражнения, чистоговорки, коммуникативные игры, пальчиковые игры, массаж с проговариванием, гимнастика для глаз, релаксация. Главное свойство этих методов - развивать двигательные умения ребёнка. Формирование движений происходит при участии речи. Чем лучше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.
Опыт своей работы с дошкольниками представляла на мероприятиях
ДОУ.
Изучила и проанализировала:
• «Закон об образовании»
• Проект ФГОС дошкольного образования.
• Программу коррекционной логопедической работы Н. В. Нищевой для
детей старшей группы.
Изучила следующие материалы на сайтах:
• Детский портал "Солнышко"https://www.solnet.ee/
• Журнал «Логопед» https://www.logoped-sfera.ru/
• Логопед. ру https://www.logoped.ru/index.htm/
Изучила статьи в журналах :
«Логопед в детском саду» №7, 2012г. Тема: «Использование
компьютерных технологий в работе учителя-логопеда»;
«Логопед в детском саду» №10, 2012г. Тема: «Использование элементов
программированного обучения в коррекционной работе с дошкольниками
с общим недоразвитием речи»;
«Логопед» № 6, 2012г. Тема: «Использование современных
педагогических технологий в работе учителя-логопеда».
Изучила опыт работы учителей-логопедов :
Семушевой М. С. по теме: «Использование авторских интерактивных игр
на разных этапах автоматизации звуков у детей с нарушениями речи»;
Каскаевой А. Б. по теме: «Использование цифровых образовательных
ресурсов в индивидуальной работе с детьми с задержкой психического
развития»;
Горшковой Л. В. по теме: «Применение интерактивных дидактических игр
как средство развития умственных способностей у детей с задержкой
психического развития»;
4
Реутовой А. А. по теме: «Использование интерактивных игр при
формировании правильного звукопроизношения»;
Мещененковой И. Н. по теме: «Создание цифровых образовательных
ресурсов как средство интерактивного взаимодействия участников
образовательного процесса».
На сегодняшний день являюсь активным пользователем ПК Microsoft
Office Word, Microsoft Office Excel, Internet, Microsoft PowerPoint,
MimioStudio.
Выступления на родительских собраниях выстраиваю в формате
презентации.
Для родителей старших групп была проведена консультация
«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР» в формате
презентации.
Методическую копилку кабинета пополнила обучающими дисками:
«Логопедическая экспресс-диагностика» (интерактивные игры и
упражнения для обследования речи дошкольника);
«Начинаю говорить» (интерактивные игры для коррекционной работы
с детьми младших групп);
«Конструктор картинок», «Ума палата», «Звуковой калейдоскоп»,
«Работа над ошибками» (интерактивные игры и обучающие занятия
для коррекционной работы с детьми старших групп).
Проведена следующая методическая работа :
изготовлено демонстрационное пособие для артикуляционной
гимнастики в формате презентации;
составлены картотеки речевых игр
подготовлен демонстрационный материал для родителей на странице сайта. МААМ. ру
составила индивидуальные логопедические занятия.
разработала опыт работы с родителями «Нетрадиционные формы работы»
изготовила наглядную консультацию на стенд «Нетрадиционные формы работы»
Подготовлены буклеты для родителей по темам:
«Логопедические технологии в работе логопеда»
- «Биоэнергопластика» (рекомендации по развитию мелкой
моторики)
Заключение.
Анализ полученных мною результатов показал значимость и необходимость подобных занятий с детьми.
Таким образом, вариативность использования в логопедической практике разнообразных методов и приемов коррекции речи, развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон коры головного мозга, выявляет явные преимущества: сокращаются сроки коррекционной работы, повышается качество работы, снижаются энергетических затраты, налаживается преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей. Предполагаемый риск активного использования шариков Су –Джок в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи не подтвердился. Дети с большим желанием выполняли упражнения с шариками и пружинками. В случае их отсутствия в совместной деятельности часто задавался вопрос: «А где же волшебные шарики?». Падений с каждым занятием становилось всё меньше и меньше, а на «колючесть» внимание обращалось только в самом начале реализации проекта. Включение в деятельность детей элементов Су-Джок терапии способствовало созданию атмосферы эмоциональных положительных эмоций, доброжелательному настрою детей и педагогов. Следует отметить, что и сами учителя – логопеды, в системе вместе с детьми применяющие Су-Джок терапию, почувствовали благоприятное воздействие данного метода на организм. Су-Джок способствовала координации движений и развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи, совершенствованию произвольного поведения, внимания, памяти, речи и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
Перспективы:
разработать цикл упражнений фонетической ритмики по авторской методике А. Я. Мухиной с использованием «шариков Су –Джок» для согласных звуков;
начать работу над проектом по внедрению элементов Су –Джок терапии для детей старшего и подготовительного к школе возраста;
внедрить данный метод в непосредственно образовательную деятельность по обучению творческому рассказыванию с целью достижения более высокого уровня готовности детей к обучению в школе