Ольга Судакова
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Подготовила учитель- логопед Судакова Ольга Викторовна
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников является основополагающим направлением в работе учителя-логопеда.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда для дошкольников» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Развитие речи у старших дошкольников оказывает огромное влияние на успешность обучения их в дальнейшем. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, со стертой формой дизартрии и другими речевыми расстройствами. Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Среди дошкольников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.
В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии : дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, самомассаж, физкультминутки с использованием упражнений для профилактики зрения, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки, мышечную релаксацию, упражнения на координацию речи с движением.
1. Дыхательная гимнастика.
Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития. Парадоксально, но постепенно человек утрачивает способность правильно дышать, его газообмен нарушается, в кровь поступает меньше кислорода, что приводит к дисбалансу в организме.
Поэтому многие физиологи утверждают, что дышать правильно, надо учить.
Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, К. П. Бутейко, В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, и другие). У таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать физиологическое дыхание, увеличивать объём лёгких, формировать груднобрюшной тип дыхания, а в дальнейшем речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений.
Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.
Работа по формированию правильного дыхания может проводиться в следующей последовательности:
›Развитие груднобрюшного типа дыхания.
›Обучение целенаправленному ротовому выдоху.
›Формирование таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность, целенаправленность:
- добиваться умения длительно или многократно произносить звук на одном выдохе;
- на одном выдохе произносить 3-4 слога;
- правильно произносить фразу из 2-3 слов;
- слитно, на одном выдохе,произносить фразу из 4 слов;
- слитно, на одном выдохе,произносить фразу из 5-6 слов;
- слитно, на одном выдохе,произносить 1- 2 стихотворные фразы;
- сочетать дыхание с проговариванием текстов.
При обучении ребёнка правильному дыханию, прежде всего, надо научить глубокому выдоху для хорошей очистки лёгких и улучшения их снабжения кислородом. Необходимо обращать внимание на то, что дышать нужно через нос. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребенка, профилактическое средство против тонзиллитов и респираторных заболеваний.
Развитие физиологического дыхания
1. Дышим попеременно
И. п. : Стоя (сидя на стуле). 1- вдох и выдох через нос; 2- вдох через нос, выдох через рот; 3- вдох через рот, выдох – через нос; 4- вдох и выдох через левую половинку носа, затем через правую (попеременно); 5- вдох через одну половинку носа, выдох через другую (попеременно); 6 – вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце; 7 – вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы; 8 – вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный).
2. Дышим тихо, спокойно и плавно
И. п. :сидя (стоя, лежа). Спина ровная, глаза закрыты.
1-медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу (1- 2 секунды, в дальнейшем, кто сколько сможет); 2- плавный выдох через нос. Упражнения выполнять бесшумно, плавно, так, чтобы подставленная ладонь не ощущала струю воздуха.
3. Воздушный шар
И. п. : лежа на спине, ноги свободно вытянуты, глаза закрыты. 1 – ладони лежат на животе; медленный плавный вдох, без каких-либо усилий живот медленно поднимается и раздувается как воздушный шар; 3 – медленный плавный выдох, живот медленно втягивается к спине. Повторить 4-10 раз.
4. Воздушный шар поднимается вверх
И. п. : лежа (сидя, стоя). 1- одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах; 2- выполнить вдох и выдох со спокойным и плавным поднятием ключиц и плечей. Повторить 4-8 раз.
5. Ветер
И. п. : лежа (сидя, стоя). Туловище расслабленно. 1- полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки; 2- задержать дыхание на 3-4 секунды; 3- сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.
Развитие ротового выдоха.
Цель: развивать длительный непрерывный ротовой выдох и активировать губные мышцы.
Приведу примеры некоторых игр и упражнений, которые здесь использую:
•«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.
• «Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».
• «Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше?
•Катать по столу карандаш.
•Дутье на бумажный султанчик.
• «Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.
• «Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.
Развитие речевого дыхания.
• «Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.
• «Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.
• «Самолет гудит». Произнесение звука «У» со сменой высоты и силы голоса.
Эти упражнения, можно использовать применительно к лексическим темам.
Например: «Ветер гудит» - осенью, «Вьюга», «Пурга» - зима, на выдохе произносим звук «в».
Осенью, весной: упражнение «Кап - кап - кап» попеременно выставлять прямые руки вперёд - «ловить капли» (вдох, на выдохе произносить: «Кап - кап - кап!». Повторить 3-4 раза
Зимой: «Снег скрипит» - на выдохе произносить: «Скрип – скрип – скрип».
«Погреемся» : Стоя, руки в стороны. 1- вдох; 2 – быстро скрестить руки перед грудью, на выдохе произносить: «Ух-х-х! Ух-х-х!». Повторить 3-4 раза.
«Греем ручки». Потирать «замёршие» руки (вдох); на выдохе произносить: «Х-х-х! Х-х-х!».
«Идем по лужам» Ходьба на месте (вдох, на выдохе произносить: «Хлюп-хлюп - хлюп!».Повторить 3-4 раза.
Домашние животные: «Кошка мяукает» : Вдох, на выдохе произносить: «Мяу – мяу – мяу!»
2. Развитие мелкой моторики рук.
Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук.
В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность). Таким образом, пальчиковые игры характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школьному обучению.
Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи предлагается давно. Изучив публикации о развитии мелкой моторики в работе с дошкольниками, выяснила, что во всех рекомендациях предлагается чаще включать их в педагогический процесс.
Поэтому в своей работе я использую : игры с пальчиками, игры с мелкими предметами, пальчиковые игры с речевым сопровождением.
Повышая уровень развития мелкой моторики рук дошкольников – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению – мы способствуем развитию внимания, памяти, связной речи, готовности руки к письму, умения логически рассуждать.
В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
Используется календарно-тематическое планирование пальчиковых игр в старшей и подготовительной группах согласно лексическим темам.
Игры проводятся на всех видах занятий; обводка шаблонов и штриховка изображений согласно лексическим темам на индивидуальных и подгрупповых занятиях; различные задания в "сухом бассейне", с раздаточным материалом и т. д.
Использование различного подручного материала (пробки от пластиковых бутылок).
Использую на занятиях самомассаж кистей и пальцев рук. Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений. После каждого упражнения необходимо выполнять расслабляющие поглаживания или встряхивания.
•"Пунктиры". Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.
•"Пила". Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.
•"Утюжок". Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.
•"Каток". И. п., то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.
•"Согреем ладошки". Сильно потираем руки.
Для массажа использую различные приспособления: массажные мячики, маленький каучуковый мяч, грецкий орех, каштан, карандаши.
Пальчиковые игры
На занятиях используются пальчиковые игры, которые способствуют тренировке тонких движений пальцев рук, оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка, так как речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих с пальцев рук.
Для тренировки пальцев рук берутся различные стихи, под которые выполняются движения:
Посмотри: моя ладошка,
Как веселая гармошка!
Руки с сомкнутыми пальцами лежат на столе.
Пальчики я раздвигаю,
А потом опять сдвигаю.
Пальцы раздвигаются “веером”.
Кинезиологические упражнения
На занятиях используются кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, повышающие стрессоустойчивость, улучшающие мыслительную деятельность, способствующие улучшению памяти и внимания, облегчающие процесс чтения и письма.
“Колечко”. Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом порядке и в обратном – от мизинца к указательному пальцу. Вначале движения выполняются поочередно каждой рукой, затем – двумя одновременно.
“Кулак – ладонь”. Показать детям два положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, распрямленная ладонь. Дети выполняют движения вместе с взрослым, затем по памяти в течение 5-6 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала рукой, потом – левой, затем – двумя руками.
“Кулак – ребро – ладонь”. Показать детям три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Дети выполняют движения вместе с взрослым, затем по памяти в течение восьми – десяти повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками. При затруднениях предложить “Помогай себе – шепотом – командами “кулак – ребро – ладонь”.
3. Упражнения, корректирующие осанку
Осанка – это приобретенное человеком в ходе роста привычное, непринуждённое положение тела во время покоя и в движении. Красивая прямая спина – это и внешняя привлекательность, и внутреннее здоровье.
Многие не задумываются над тем, что искривление позвоночника влечёт за собой смещение внутренних органов, нарушение системы их естественного расположения. Мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, обычно развиты слабо. Весь период дошкольного детства является своеобразным периодом подготовки к школьной жизни, да и дальнейшей тоже, так как те привычки, которые закладываются в детстве, остаются с нами на всю жизнь. Поэтому, если не приучить ребёнка сохранять правильную осанку в повседневной жизни до школы, неправильная, вынужденная поза во время школьных занятий будет способствовать прогрессированию нарушений опорно – двигательного аппарата.
Для профилактики нарушения осанки активно используются оздоровительно – развивающие игры, различные упражнения во время физкультминуток. Упражнения выполняются стоя.
1. Ходьба – на месте; на носках, руки вверх; на пятках, руки за голову.
Проверяем мы осанку
И свели лопатки.
Сначала ходим на носках,
А потом на пятках.
2 Котик
Лучик котика коснулся.
Котик сладко потянулся.
Вытянул вперёд он лапки
И шагает на зарядку.
3. Самокоррекция
Смотрим прямо, дышим ровно,
Дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Делать это нам легко!
Спинка ровная у нас,
А осанка – высший класс!
4. «Ели» - стоя на носках, руки вверх.
«Ёлки» - руки в стороны, ступни ног прижаты к полу.
«Ёлочки» - присесть, руки вперёд.
Следить за спиной, держать спину прямо.
У нас в лесу три полочки:
Ели, ёлки, ёлочки.
Вверху на елях небеса,
На ёлках – птички, - чудеса!
А внизу на ёлочках –
Колючие иголочки.
5. Аист
Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене. И так же плавно опускают.
Установка: следить за осанкой, спину не сгибать.
- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
- Топай прямо по дорожке,
Поднимай всё выше ножки.
Топай левою ногою,
Дальше - правою ногою
Снова - левою ногою,
После - правою ногою,
Так иди, шагай за мной,
И тогда придёшь за мной.
4. Гимнастика для глаз
Исследования показывают, что 90% всей информации об окружающем мире. Наша жизнь – это в подавляющем большинстве случаев агрессивный визуальный ряд (реклама, компьютер и т. д.) Кроме того, наши «голодают», поглащая однообразные картинки повседневной жизни.
Чрезмерная неестественная яркость окружающих предметов тоже не лучшим образом сказывается на нашем зрении, перегружая глаза чрезмерной яркостью. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а детям особенно. Её основная цель – профилактика нарушений зрения.
Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения (Кузнецова М. Н., Г. А. Шичко, В. Ф. Базарный, Э. С. Аветисова). Физические упражнения в сочетании со специальными упражнениями для развития и укрепления мышц глаза являются эффективными для профилактики нарушений зрения, а также для развития подвижности глаз и восстановления бинокулярного зрения. Они укрепляют глазные мышцы, снимают с них напряжение. Глаза получают возможность свободно двигаться, так как тренируются мышцы, управляющие движениями глаз. Упражнения активизируют кровообращение в этой области, хорошо снимают умственное утомление. Таким образом, приоритетным в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, являются здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, но и дают ребёнку возможность обрести уверенность в себе, улучшить результаты коррекции речи.
Литература
1. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2011. -128.
2. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. - СПб., 2004.
3. Сиротюк А. Л. Обучение без стресса психофизиологическая подготовка //Дошкольное воспитание. – 2005. – №1. – с. 76– 85.
4. Нищева Н. Кабинет логопеда. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
5. Солнцева Е. А., Белова Т. В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. – М. : АСТ: Астрель. 2007.
6. Широкова Г. А. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. Ростов н/ Д: «Феникс», 2009.-222с.