щетинкина марина анатольевна
Отчет по самообразованию «Развитие чувства ритма у младших дошкольников в процессе игры на музыкальных инструментах»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие чувства ритма у детей
младшего дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»
(отчёт по самообразованию о разработке системы занятий)
Актуальность своей работы считаю в том, что у детей не достаточно сформировано чувство ритма, а занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие чувства ритма у младших дошкольников в процессе игры на музыкальных инструментах“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста.
Цель:
Теоретическая:-Изучить материал и разработать систему занятий для детей 3-4лет с применением детских музыкальных инструментов, направленную на развитие чувства ритма.
Практическая:- развивать чувство ритма
Задачи:
-осуществить теоретический и музыкально-методический анализ психолого-
педагогической литературы по изучаемой проблеме;
- выявить критерии и показатели уровня сформированности чувства ритма у
детей;
- использовать в работе теоретический и практический материал по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.
Образовательные
- тренировать внутренний слух;
- способствовать развитию познавательного интереса Воспитательные:
- развивать творческое воображение;
- воспитывать дружеские отношения между детьми;
- приобщать к исследовательской деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой
практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки.
Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке –
категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная,
образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только
выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и
других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь,
следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с
понятием «музыкально ритмического чувства» выступает понятие
«ритмического чувства вообще». Наряду с задачей воспитания «музыкально-
ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том, в каком отношении друг к другу находятся эти задачи.
Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партнром, т. е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Формирование чувства ритма – важнейшая задача педагога.
Ансамблевая игра не только дат взрослому возможность диктовать
правильный темп, но и формирует у дошкольника верное темпоощущение.
Требует, прежде всего, синхронности исполнения, метроритмической
устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не
только свою партию, но и другую, слышать друг друга.
Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует
развитию чувства ритма у детей.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают
для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более чтко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.
Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают
превратить занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру.
Участники
-Дети
Формы работы:
-Непосредственно
образовательная деятельность (групповая и фронтальная) :
(на муз. и др. занятиях)
- свободная деятельность
(индивидуальная)
-Музыкальный руководитель
Формы работы:
- Осуществление теоретического подбора литературы по изучаемой теме;
- Разработка диагностики
- Разработка системы занятий с применением детских музыкальных инструментов, направленную на развитие чувства ритма
- Использование в работе теоретического и практического материала по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.
-Изготовление шумовых инструментов из бросового материала.
-Подбор презентаций для детей.
- Создание Музыкального альбома «Давайте поиграем»
(ритмические игры для детей)
-Родители
Формы работы:
Консультационный материал в папки :
-«Значение приобщения к игре на детских музыкальных инструментах детей дошкольного возраста»
-«Игра на детских музыкальных инструментах»;
-«Как изготовить шумовые инструменты дома»;
-Педагоги:
Памятки
-«Развивающие ритмические игры с палочками»;
-«Игры-упражнения с музыкальными инструментами»
Месяц Тема Содержание работы Практический выход
Сентябрь Приобретение и подбор
музыкального репертуара и
литературы. Изучение теоретического
материала по данной теме. Систематическое использование в НОД, кружковой работе и свободной деятельности.
Октябрь «Где живут звуки?»
Консультация для родителей «Значение и Задачи раннего приобщения детей к игре на Дми» Знакомим детей с окружающими их звуками природы, улицы, дома; а так же: деревянными, металлическими, стеклянными звуками.
Развиваем чувство ритма детей при восприятии музыки,игре на ДМИ. Описание опыта «Музыка или шум»
Дидактическая игра «Где живут звуки»
Консультативный материал в папку для родителей.
Ноябрь «Мы веселые игрушки-озорные погремушки»
Консультация для воспитателей «Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности» Знакомим с муз. инструментом-погремушкой, его изготовление и обучение приемам игры на нём.
Развиваем у детей чувство ритма : Игра на ДМИ, как один из видов музыкальной деятельности детей. Погремушки, изготовленные своими руками.
Консультации для воспитателей.
Пополнение в альбом «Давайте поиграем»
Декабрь «Ударные шумовые музыкальные инструменты» Проводится изучение всех видов ударных шумовых инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментов, которые имеются в ДОУ (барабан,трещетка,колокольчик,бубен,ложки)
Систематическое использование.
Оркестр музыкальных инструментов на Новогоднем празднике.
Январь «Ударные мелодические музыкальные инструменты» Изучение всех видов ударных мелодических инструментов. (металлофон, ксилофон, бубенцы)
Изготовление мелодического инструмента из бросового материала.
Февраль «В звуках мир наш отражен» Познакомить детей с музыкальными инструментами для озвучивания сказок и стихов. Сборник стихов и сказок для озвучивания.
Изготовление необычных муз. инструментов.
Март «Дружный оркестр» Развитие чувства ритма, «партнерства».
Закреплять умение играть ансамблем, слушать друг друга.
Оркестр ДМИ на Весеннем развлечении.
Апрель «Весёлые ложкари» Знакомство и изучение муз. Инструмента-ложки (способов звукоизвлечения) Пополнение альбома «Давайте поиграем»
Оркестр ложкарей
Май «Звук-волшебник» Повторение и закрепление пройденного. Приобретение навыков концертного выступления.
Отчет о работе по теме (Презентация,доклад)
Чувство ритма, чувство музыкального ритма является первоосновой музыкально-исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу. Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех детей и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив.
Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.
Теоретическая часть:
-Разработана система занятий для детей 3-4лет с применением детских музыкальных инструментов, направленная на развитие чувства ритма.
-Разработана диагностика выявления уровня развития чувства ритма детей 3-4лет.
-Создан консультативный материал для родителей и педагогов.
-Подобран медиаальбом презентаций для детей по музыкальным инструментам.
-Изготовлены самодельные шумовые музыкальные инструменты.
Практическая часть:
-У детей возник большой интерес к миру звуков.
-Дети с удовольствием играют на инструментах (как в оркестре, так и самостоятельно)
-По результатам диагностики дети стали более ритмичны.
Приложения:
Приложение №1
Консультации для родителей «Значение приобщения детей к игре на ДМИ детей младшего дошкольного возраста».
Приложение № 2
Консультация для воспитателей «Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в
музыкальной деятельности», «Игры-упражнения с музыкальными инструментами для детей младшей группы», «Развивающие ритмические игры с палочками».
Приложение №3
Консультация для родителей «Изготовление шумовых инструментов на дому»
Приложение № 4
Музыкальный альбом «Давайте поиграем» (ритмические игры для детей) Методическое пособие.
Приложение № 5
Презентации для детей дошкольников «Музыкальные инструменты»