Козлова Татьяна
Развитие логического мышления у дошкольников посредством математических игр и упражнний
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие логического мышления у дошкольников посредством математических игр и упражнний».
Актуальность: каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.
Публикация «Развитие логического мышления у дошкольников посредством математических игр и упражнний» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Логическое мышление по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Оно оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.
Проанализиров свой опыт работы и опыт работы других педагогов со старшими дошкольниками, пришла к выводу, что большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.
Осознав важность выше изложенного, я определила тему своей работы «Развитие логического мышления у дошкольников посредством математических игр и упражнений».
Используя логико-математические игры, как средство активизации в формировании логического мышления мною была поставлена
Цель: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.
Задачи:
1. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
2. Развивать воображение детей.
3. Развивать логическое мышление детей.
4. Развитие у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации)
5. Формирование умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.
6. Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений.
Ожидаемый результат: в процессе игр и упражнений у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.
План по самообразованию:
Содержание работы:
I этап - организационно-подготовительный
Сроки – сентябрь.
Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.
Содержание работы: подбор и изучение психолога – педагогической, методической литературы, нормативно-правовых документов по данной проблеме:
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2010. – 160 с
3. З. А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.;
4. Е. А. Носова, Логика и математика для дошкольников;
5. Безруких М. М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М. : Дрофа, 2001.
Тихомирова Л. Ф. Логика. 5-7 лет. - Ярославль: Академия,2000.
6. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
Тихомирова Л. Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. М. 2003 г.
7. Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова, Знакомим дошкольников с математикой
8. Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// ---Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.
9. И. Развивающие игры с палочками Кюизенера. – Москва, Мозаика-Синтез, 2010.
II этап - накопительно - практический этап:
Сроки - в течение года.
Цель: цель второго этапа работы – развитие активности мыслительных процессов, познавательных интересов, творчества с помощью развивающих игр.
Содержание работы: проектирование собственной деятельности по самообразованию:
Взаимодействие с педагогами:
1. Изучение опыта педагогов ДОУ. Ознакомиться с опытом педагогов - коллег, работающих по данной схеме.
2. Консультации для педагогов: «Развиваем логическое мышление»
3. Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов.
4. Посещение МО, изучение опытов других воспитателей с использованием статей из журналов и интернет источников.
Взаимодействие с родителями: подготовка и показ наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; современных, многофункциональных игр.
1. Привлечь родителей по выработке единых подходов к проблеме развития познавательных способностей детей – показ открытых занятий, мастер – классов, встречи с родителями.
2. Оформление информационно – наглядного материала в родительский уголок.
3. Консультации для родителей:
- «Как развивать познавательные интересы у детей»
a. - «Развитие логического мышления у детей»
- «Математика в повседневной жизни ребенка»
- «Учим математику дома. Учиться можно только весело»
4. Анкетирование родителей на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста»
5. Индивидуальные беседы, советы и рекомендации родителям по теме.
6. Составление памяток, буклетов для родителей.
Взаимодействие с детьми:
1. Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.
2. С целью изучения уровня развития логического мышления детей, их познавательной активности, выявления уровня развития операций логического мышления, таких, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация провести диагностику дошкольников.
3. Конкретно обозначить виды игр и упражнений, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога (игры и упражнения, активизирующие мышление ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).
4. Преобразовать предметно – развивающую среду, создающей ребенку условия для познавательной активности, самоорганизации и контакта со сверстниками – пополнение подбор материала, дидактическими пособиями и играми для данного возраста.
5. Подобрать и разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста – картотека игр.
III этап - Заключительный:
Сроки – май.
Цель: осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм реализации проекта.
Содержание работы: самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе, подведение итогов работы:
1. Выставка наглядного материала. Анализ знаний, умений и навыков детей по теме.
2. Определение дальнейшей деятельности по развитию элементов логического мышления.
3. Корректировка перспективного плана, форм работы по данной проблеме.
4. Сообщение из опыта работы. Творческий отчёт по теме или презентация.
5. Освещение данной темы на своем сайте.
6. Постановка задач по дальнейшему изучению данной проблемы
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений» (согласно возрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке новых современных игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы.