Получи документы

Развитие логического мышления дошкольников посредством шахматной игры. Программа кружка

Татьяна Токарчук
Развитие логического мышления дошкольников посредством шахматной игры. Программа кружка
▼ Скачать + Заказать документы

«Без шахмат нельзя предвидеть полноценного воспитания

умственных способностей и памяти».

(В. А. Сухомлинский)

«Шахматы это не только спорт- они делают человека

мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить

сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько

«ходов» вперед».

(В. В. Путин в послании участникам чемпионата мира).

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство умственного развития.

Публикация «Развитие логического мышления дошкольников посредством шахматной игры, Программа кружка» размещена в разделах

Содержание программы кружка «Юный шахматист» имеет физкультурно-спортивную направленность.

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико – синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчеты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю к победе в напряженной спортивной борьбе.

Актуальность.

О роли шахмат в формировании подрастающего поколения президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов выразился: «Шахматы – чуть ли не единственная чисто соревновательная, т. е. наглядная форма фиксации интеллекта личности».

ФИДЕ начала проводить первенства мира среди мальчиков и девочек не старше 12 и даже 10 лет. Чтобы иметь возможность участвовать в таких соревнованиях, дети должны приобщаться к шахматам с 6, а то и в 5 лет, Именно с этого возраста начинают третироваться будущие спортсмены. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.

Педагогическая целесообразность.

Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, т. е. составлять внутренний план действий. И формировать его нужно в сенситивный период, когда ребенок может без труда овладеть тем, на что в ином возрасте затратит гораздо больше времени. Идеальным инструментом для формирования умственных действий являются шахматы. Поэтому и необходим кружок «Юный шахматист» в дошкольном учреждении. Малыши прекрасно могут воспринимать шахматные истины. Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.

Формы и режим занятий.

Программа кружка «Юный шахматист» рассчитана на один учебный год для детей 5-6 лет. Занятия проводятся по подгруппам 2 раза в неделю. Во вторую подгруппу входят дети, имеющие элементарную шахматную подготовку. В первую – с нулевым багажом знаний. Необходимым условием реализации программы является систематическое проведение занятий, Учебная нагрузка согласована с гигиеническими требованиями к максимальной нагрузке на детей старшего дошкольного возраста - длительность занятий до 25 минут. Познавательный материал излагается по принципу от простого объяснения к более сложному. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями: занятие – сказка; занятие – театр; занятие – игра; занятие – погружение в решение забавных и занимательных заданий; занятие без «неуспевающих»; занятие – викторина, занятие – турнир.

Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.

Диагностика знаний и умений воспитанников проводится три раза в течение учебного года. К концу года все члены кружка усваивают основы шахматной игры. Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются соревнования, проведение шахматных турниров.

Ребенок, который продолжит обучение в ДЮСШ, получит добротную элементную базу, основу дальнейшего совершенствования.

Шахматная игра положительно влияет на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль. Без этих качеств немыслима деятельность человека любой профессии.

Полученные навыки и умения пригодятся во взрослой жизни, когда возникнет необходимость находить не простые решения в сложных жизненных ситуациях.

Цель кружка : помочь детям усвоить

основы шахматной игры.

Задачи:

- познакомить детей дошкольного возраста с правилами игры в шахматы;

- учить ориентироваться на плоскости;

- активизировать мыслительную деятельность дошкольника;

- развитие памяти, внимания, усидчивости, наблюдательности, настойчивости в достижении поставленной цели, самостоятельности в суждениях;

- развитие абстрактного и конкретного, творческого мышления;

- развитие умения грамотно вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, основанную на логике доказательств;

- вырабатывать у дошкольника работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени.

Учебно-тематический план[

Занятия Тема Задачи:

октябрь

1. Общее понятие о шахматах. Занятие – сказка. Развивать внимание, память, усидчивость, интерес.

2. Шахматная доска. Дать представление о шахматной доске.

3. Шахматное поле. Дать понятие о шахматном поле.

4. Шахматная горизонталь. Научить детей различать горизонталь.

5. Шахматная вертикаль. Дать понятие шахматной вертикали.

6. Шахматная диагональ. Научить различать шахматную диагональ.

7. Центр шахматной доски. Научить детей определять центр шахматной доски.

8. Закрепление пройденного материала. Игра: «Найди и покажи». Развивать внимание, память, вырабатывать умение решать логические задачи.

ноябрь

1. Пешка. Дать понятие о пешке, как шахматной фигуре.

2. Взятие на проходе. Познакомить с «пешечными хитростями» : взятие на проходе.

3. Превращение пешки в другие фигуры. Дать понятие о превращении пешки в другие фигуры.

4. Закрепление темы: «Пешка». Повторить особенности пешечной игры. Развивать память.

5. Ладья. Дать понятие о ладье. Ее месте и передвижении, условиях боя.

6. Задачи по теме: «Пешка, ладья». Закрепить изученный материал, развивать логику, мышление.

7. Слон. Дать понятие о шахматной фигуре – Слон, передвижении и условиях боя.

8. Занятие – викторина: «Самый умный». Цель: проверка знаний по теме.

декабрь

1. Ферзь (королева). Дать понятие о ферзе, ее расположение на доске.

2. Ферзь - самая сильная фигура. Условия боя ферзем, развитие памяти.

3. Контроль полей ферзем. Научить видеть контроль полей из центральной, угловой, с края.

4. Тяжелые фигуры. Повторить тяжелые фигуры: ладья, ферзь.

5. Решение логических шахматных задач. Повторить изученный материал, развивать умение решать логические шахматные задачи.

6. Обобщающее занятие по теме: «Пешка, ладья, слон, ферзь». Закрепить пройденный материал, развивать умение мыслить в уме.

7. Конь. Дать понятие о фигуре коне.

8. Возможные ходы коня с центрального поля. Дать понятие о сложности движения коня.

январь

1. Закрепление темы: «Конь» Развитие мышления, усидчивости.

2. Легкие фигуры. Дать понятие о легких фигурах: слон, конь. Повторить расположение их на доске.

3. Решение логических шахматных задач. Закрепление знаний, развитие логического мышления.

4. Король – главная фигура. Дать понятие о короле – главной шахматной фигуре.

5. Особенности общения двух королей. Научит детей правилам общения двух королей.

6. Значение каждой фигуры на шахматной доске. Повторить правила игры фигур. Развивать память, мышление, сообразительность.

февраль

1. Викторина: «Знай-ка» Повторить с детьми все правила расположения, передвижения и взятия фигур.

2. Рокировка. Дать понятие о длинных и коротких рокировках.

3. Практическое занятие. Закрепить правила рокировки.

4. Занятие – юный полководец. Попробовать создать свою игру.

5. Расположение фигур на шахматной доске. Закрепить умение быстро раскладывать фигуры на шахматной доске.

6. Взятие на проходе. Повторить понятие пешечной игры.

7. Практическое занятие. Повторить темы: «рокировка», «Взятие на проходе».

8. Защита короля. Дать понятие защиты короля, развивать умение просчитывать шаги противника.

март

1. Виды защиты короля разными фигурами. Развивать абстрактное и логическое мышление, умение мыслить в уме.

2. Практическое занятие. Учить в короткий промежуток времени принимать важные решения.

3. Превращение пешки в другие фигуры. Развитие абстрактного и конкретного мышления.

4. Практическое занятие Развивать самостоятельность в суждениях.

5. Шаг. Мат. Объяснить детям цель игры – поставить Мат. Дать понятие о шахе.

6. Разновидности мата. Научить детей ставить мат разными способами. Развивать логику, умение просчитывать несколько ходов вперед.

7. Практическое занятие. Развивать самостоятельность в суждениях, тактику и стратегию.

8. Ничья (ПАТ). Дать понятие о ничье в шахматах.

апрель

1. Сравнительная сила фигур. Дать понятие о сравнительной силе фигур.

2. Защита. Способы защиты. Закрепить знание о защите фигур. Развивать логическое мышление. Учить просчитывать ходы противника.

3. Практическое занятие. Закрепить понятие о способах защиты, развивать умение вовремя ставить защиту фигур.

4. Вилка. Дать понятие о классическом приеме в тактике шахматной партии.

5. Практическое занятие. Формировать умение ставить вилку, видеть выход из нее. Развивать абстрактное мышление.

6. Викторина: «Кто на свете всех умнее?» Повторить правила игры, закрепить практические навыки.

7. Шахматный турнир «Чемпион группы». Развивать стремление к победе, умение быстро мыслить, просчитывать ходы противника.

8. Шахматный турнир «Чемпион сада» Развивать умение решать задачи в условиях дефицита времени.

Публикации по теме:

Развитие логического мышления посредством элементарных математических представлений у дошкольников «Развитие логического мышления посредством элементарных математических представлений у дошкольников». В. А. Сухомлинский говорил: «Без.

Развитие логического мышления у дошкольников. Логические игры Мы живём в век высоких технологий и время предъявляет нам и нашим детям всё более высокие требования. Основной задачей современного образования.

Развития логического мышления младших дошкольников посредством игры шашкиРазвития логического мышления младших дошкольников посредством игры шашки В 2016 году я прошла курсы Игоря Сухина «Шахматный всеобуч» (методика обучения детей дошкольного возраста в игру шахматы). Меня эта тема.

Игры на развитие логического мышления для дошкольников 1 младшая группа Игра «Подбери чашку к блюдцу». Цель: закрепить с детьми основные цвета, (красный, синий, желтый, зеленый, учить со-относить.

Консультация «Игры и упражнения на развитие логического мышления у дошкольников» Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития; подготовки к школе и ко всей будущей жизни.

Педсовет «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения математического содержания» «Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения математического содержания» Цель. Выполнение годовой.

Программа «Развивающие математические игры как средство развития логического мышления у старших дошкольников» I. Целевой Раздел 1.1. Пояснительная записка Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания дошкольников чрезвычайно.

Развитие логического мышления посредством игр Никитиных 1 сл. Какой настал век! Век развития высокого интеллектуального потенциала! Век людей, которые имеют не только глубокие энциклопедические.

Развитие логического мышления, творческого воображения у дошкольников посредством ТРИЗ Развитие логического мышления, творческого воображения у дошкольников посредством ТРИЗ В настоящее время важно, чтобы современный ребенок.

Развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления дошкольников посредством шахматной игры. Программа кружка
Опубликовано: 25 октября 2018 в 21:51
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие логического мышления дошкольников посредством шахматной игры. Программа кружка» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Токарчук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД