василя юнусова
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики через дидактические игры у детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №16 г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Отчет по самообразованию :
«Развитие мелкой моторики через дидактические игры
у детей 3-4 лет»
Выполнил:
Воспитатель Юнусова В. Ш.
Имеющаяся категория: первая
Туймазы 2018
Актуальность:
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие мелкой моторики через дидактические игры у детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Актуальность моей работы заключается в следующем: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики, должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. В играх наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Исходя из этого, в начале учебного года составила план. Включила следующие задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
2. Содействовать нормализации речевой функции;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через разнообразные игры.
Работу проводила поэтапно:
- на первом этапе – велась активная работа с детьми;
- на втором этапе – велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы;
-на третьем этапе – велась работа с родителями.
Работу с детьми проводила по следующим направлениям:
1. пальчиковые игры,
2. игры с предметами,
3. дидактические игры.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. С родителями была проведены консультации «С пальчиками играем-стихи повторяем», «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей», «Пальчиковая гимнастика». Были проведены индивидуальные беседы с родителями детей с плохо развитой моторикой рук «Развиваем мелкую моторику дома», были предложены несложные игры, например: с песком «Найди что спрятано», нанизывание бус, работа с мозаикой, массаж кистей рук с помощью различных предметов (шишки, карандаш).
В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики : описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме.
Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.
Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Этим играм уделяю большое внимание. Пальчиковые игры провожу во время утреннего приема, после сна, на прогулках.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами : пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, прищепки, мозаика, игры с карандашами.
Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки.
Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.
В течение года мною были изготовлены игры с бельевыми прищепками, подобраны разрезные картинки для составления целого из частей, изготовлены картотеки пальчиковых игр и приобретены счётные палочки для составления картинок.
Для выполнения поставленных задач использовались различные методы и приё мы: пальчиковая гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры со стихами, со скороговорками, пальчиковый театр, шнуровки, игры с мелкими предметами (пазлы, мозаика). Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, конструирование. Использовали ещё один интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают мелкие клочки. Кроме того весь год по желанию, индивидуально дети нанизывали бусы на нитку, застёгивали и расстёгивали пуговицы, кнопки, завязывали шнурки и прочее.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также самомассаж кистей и пальцев рук. Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей помогли добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Дети в группе стали в общении пользоваться речью, с удовольствием рассказывать знакомые сказки, стихи, потешки. Поэтому будет продолжена дальнейшая работа по развитию мелких движений руки ребенка, что позволит ему легче освоить родной язык, и достичь более высокого уровня в интеллектуальном развитии. Также планирую продолжать работу по изготовлению и изучению новых игр и игровых упражнений по данной теме; изучать новинки методической литературы; продолжить работу с родителями, индивидуальную работу.