Елена Колесникова
Развитие мелкой моторики рук у детей с особенностями в здоровье через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук у детей с Особенностями В Здоровье через дидактические игры.
Игра-основной вид деятельности детей. Дидактическая игра- одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и имеет две цели: одна- обучающая, которую преследует взрослый, а вторая- игровая, ради которой действует ребенок. Важно чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. В дидактической игре создаются условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный или чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей с особенностями в здоровье через дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
При отборе дидактических игр прежде всего ставят коррекционные цели, учитываются особенности развития проблемных детей дошкольного возраста. Большинство детей, имеющих особенности в здоровье имеет нарушения или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Они часто не выделяют ведущую руку, движения их несогласованные и неловкие. Недостаточное развитие зрительно- двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление, не может проследить зрительно за движением своей руки.
Пример: проталкивая геометрические формы в прорези коробки, ребенок не перебирает все отверстия в поисках той, в которую нужно опустить треугольную фигуру, а подносит ее к сходной- полукругу; при сближении он видит отличия и переносит фигуру к треугольной прорези. Примеривание производится и тогда, когда ребенок точно определяет нужную прорезь, но не может правильно развернуть фигуру, начинает ее поворачивать, пытаясь найти нужное положение.
Развитие ручной моторики начинается в младенческом возрасте в процессе действий с предметами. Оно тесно связано с физиологическим и психическим развитием ребенка. Сначала появляются хватательные движения. Проявляются практически с момента хватания подвешенных над кроваткой предметов, постепенно учась действовать целенаправленно, правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние). Таким образом у него развивается зрительно- двигательная координация и восприятие. Одновременно развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой, большие- двумя руками) Тип хватания- кулаком, щепотью (три пальца, указательным и большим пальцами вместе.
В развитии моторики рук большую роль играют соотносящие действия т е такие действия, при которых нужно совместить два предмета или две части предмета. Ребенок совершенствует ловкость рук, согласованность действий рук, глазомер.
У детей с отклонениями в развитии хватание без специального воздействия взрослого не возникает, что в сочетании с физиологической незрелостью ведет к несформированности ручных умений. С такими дошкольниками необходима длительная систематическая коррекционная работа по развитию зрительно-двигательной координации рук, чтобы подготовить детей к обучению в школе, к письму.
Дидактические игры способствуют развитию ручной моторики на разных этапах (примеры некоторых игр) :
1 этап Развитие хватания
«Поймай мяч»
Цель: учить хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете; правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа-слева-прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.
Оборудование: мяч яркого цвета, веревка, лента для подвешивания мяча.
«Попляшем с погремушками»
Цель: учить хватать маленькие предметы одной рукой, учитывая их величину и форму; определять расстояние от себя до игрушки, направление движения в пространстве, учить прочно захватывать погремушку во время пляски, длительно удерживая ее в руке, подражать действиям педагога.
Оборудование: погремушки, разные по величине и форме, по количеству участников.
«Переложи игрушки»
Цель: учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.
Оборудование: мелкие предметы (фишки, пуговицы., подносы, высокий прозрачный сосуд.
2 этап- Развитие соотносящих действий.
Примеры дидактических игр этого этапа :
«Посадим грибы»
Цель: учит совмещать предмет с отверстием (соотносить действия); действовать целенаправленно, последовательно: слева- направо, не пропуская отверстия; предмет держать щепотью; действовать ведущей рукой, придерживая коробку другой рукой.
Оборудование: столик или подставка с отверстиями, грибы (размер ножки гриба соответствует диаметру отверстия).
«Цветная горка
Цель: развитие внимания, целенаправленных действий, учить соотносить отверстие шарика со стержнем.
Оборудование: Цветная однотонная горка, небольшие подносы по количеству детей.
3 этап «Подражание движениям рук»
Примеры дидактических игр :
«Поезд»
Цель: действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движений.
«Теневой театр»
Цель: учить изображать разных животных при складывании пальцев рук определенным образом.
Оборудование: экран, настольная лампа,
4 этап «Развитие движений пальцев»
Примеры дидактических игр :
«Построим заборчик»
Цель: продолжать учить правильно брать отдельные предметы и группы мелких предметов, развивать координацию обеих рук, формировать целенаправленность действий, эмоциональное отношение к игре, подражание действиям взрослого.
Оборудование: готовые маленькие домики из конструкторов «Конус» и «Построй поселок», маленькие игрушечные котята.
«Помоги Незнайке»
Цель: продолжать учить детей застегивать пуговицы; продолжать развивать мелкие движения рук; формировать положительное эмоциональное отношение к игре и целенаправленность действий с предметами.
Оборудование: на каждого ребенка лист фетра с изображением Незнайки и пришитыми 3-4 пуговицами, 4 тканевых лепестка с крупными петлями или прорезями.
По аналогии дети составляют из частей фигурки животных, кукол.
5 этап «Развитие движений кистей рук»
Примеры дидактических игр :
«Кто ловкий?»
Цель: развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
Оборудование: две картонные коробки, шарики диаметром 2-3 см, сачок для аквариума.
«Погладим сидящую кошку»
Цель: та же.
Оборудование: мягкая игрушка кошка, желательно в сидячем/ лежачем положении.