Ирина Богатырева
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Цели:
- развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности;
- совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
Публикация «План работы по самообразованию „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
3. Улучшить общую двигательную активность.
4. Содействовать нормализации речевой функции.
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
8. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Форма отчё тности:
1. Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.
2. Провести анкетирование родителей.
3. Составить картотеку пальчиковых игр.
Формы работы :
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы :
1. массаж кистей рук;
2. пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
3. пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
4. пальчиковый театр;
5. лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);
6. нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д. ;
7. конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО;
8. различные виды аппликаций;
9. рисование по трафаретам;
10. штриховка;
11. дорисовка (по принципу симметрии);
12. лабиринты;
13. дидактические игры;
14. шнуровка ;
15. игры с мелкими предметами;
16. пазлы, мозаика.
I ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
Изучение научной и учебно-методической литературы:
Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 1996.
Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
6. Кольцова М. М «Развитие моторики»
7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
II ЭТАП — внедрение в практику.
III ЭТАП — представление опыта работы по теме.
Выступление на педсовете.
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
План работы по самообразованию
№ Содержание работы Дата выполнения
1 Изучить литературу по данной теме в теч. года
2 Внедрить работу с детьми сентябрь
3 Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук в теч. года
4 Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». октябрь
5 Консультация для воспитателей: «Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?» декабрь
6 Упражнения по совершенствованию статической и динамической координации движений пальцев рук в теч. года
7 Оформление папки – передвижки: «Рисование пальчиками: зачем и как?» февраль
8 Изготовление буклета для родителей: «Вместо кисти - ладошка. Возможности пальчикового рисования». март
9 Обобщение педагогического опыта по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» апрель
10 Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме в теч. года
11 Отчет на педсовете (система работы) май