Людмила Сергеева
Отчет по самообразованию «Развитие речи детей посредством художественного слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 г. Облучье
Отчет по самообразованию.
Тема «Развитие речи детей через художественное слово».
Воспитатель 1 категории Сергеева Л. М.
С введением нового Федерального государственного образователь-ного стандарта актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя - это развитие речи детей.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие речи детей посредством художественного слова“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появле-ние и становление речи природа отводит человеку очень мало вре-мени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период созда-ются благоприятные условия для развития устной речи, закладыва-ется фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и по-следующего речевого и языкового развития ребенка. Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы: воспри-ятие, память, внимание, мышление, воображение - развиваются че-рез речь (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие).
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Поэтому воспитывая полноцен-ную личность, необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом, все, что мешает ему стать уверен-ным в себе, своих силах.
Федеральный государственный образовательный стандарт дош-кольного образования в России ориентирует работников дошколь-ного профиля при выборе задач и содержания работы не столько на приобретение дошкольниками определенной суммы знаний, сколь-ко на открытие перед ними «науки жизни», которая способствовала бы формированию творческих личностей с развитым чувством соб-ственного достоинства. В соответствии с образовательным стандар-том до конца дошкольного периода ребенком должны быть усвое-ны литературные нормы и нормы культуры речи, культура общения на родном языке.
Я работаю на логопедической группе и взяла тему для своего само-образования : «Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой, с художественным словом».
«Литературе так же нужны
талантливые читатели,
как и писатели»
С. Я. Маршак
Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову. В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопро-дукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы за-интересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произ-ведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, уме-ние думать самостоятельно. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и во-ображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русс-кого литературного языка. Велика роль художественной литературы в разви-тии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети – дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации. Поэтому в моей педагогической деятельности
Цель:
Развитие связной, выразительной речи детей при ознакомлении с художест-венной литературой.
Задачи:
Сформировать интерес к художественной литературе.
Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, зага-док, пословиц, поговорок и т. д.
Расширять и активизировать словарный запас детей. Формировать грамма-тический, лексический строй речи. Развивать навыки активной, разговорной, образной речи.
Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь.
Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно.
Совершенствовать художественно - речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений; в играх – драматизациях и т. д.
Обращать внимание детей на изобразительно - выразительные средства (об-разные слова и выражения, эпитеты, сравнения) ; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэти-ческому слову.
Развивать творческие способности у детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:
Создание предметно-развивающей среды.
В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, ку-да вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас («Путешествие», «Рифмовочка», «Кто и где спрятался», со-вершенствующие звуковую культуру речи («Звуковое домино», «Найди звук», «Кто так кричит?»; развивающие связную речь, память, мышление, во-ображение у дошкольников («Представь себе», «Скажи какой», «Шиворот – навыворот», «Говорим о многозначных словах», «Волшебник», «Великий Нехочу-ха», «Цирк», «Животные и их детеныши», «Поэты», подобрала ре-чевые подвижные игры, пальчиковые гимнастики в стихотворной форме, чистоговорки и скороговорки. и др.).
Создала копилку выразительных средств языка "Ларец мудрости" (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки).
Оформила наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам», «Многозначные слова», «Антонимы. Глаголы», «Антонимы. Прилагатель-ные» и др., подобрала сюжетные картинки, картины с фабульным развитием действия. Оформила альбом с иллюстрациями к сказкам.
Совместная деятельность с детьми.
Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ре-бенка играет художественное слово. Мы с детьми нашей группы очень много читаем. Дети любят, чтобы им читали. После чтения выясняем, что и как поняли. Произведения выбираю, учитывая возраст, интересы и развитие. Наших детей привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После этого беседуем о прочитанном. Это приучает детей анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Моим детям особенно интересны произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.
Знакомлю детей потешками : например при рисовании: «Трали – вали, трали – вали, мы деревья рисовали.
Траля – ля, траля - ля – рисовали тополя.
У дерева есть детки: листики на ветке.
Как у нашей Светочки на дереве красивые веточки.
Как у нашей дочки на дереве листочки.
На прогулке зимой:
«Снег пушистый лег на ветки.
У крыльца играют детки:
Лепят бабу под окном,
Дружно катят снежный ком» и т. д.
Скороговорками: «Мороз».
Такой мороз, такой мороз,
Берет за нос, дерет до слез. Стараемся отшагать скороговорку.
«Взял Валерка тарелку,
Взял Валерка поднос, -
Мне тарелку Валерка
на подносе принес.
««Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху». В них расположены труднопро-износимые звуки и такой ряд слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию.
Чистоворками
«Язык вверх - ша – ша – ша,
Каша, пирожки, лапша.
Язык вниз: са, са, са,
Масло, сахар, колбаса».
«Ра – ра – ра, ра – ра – ра,
Звук «Р» учить пора».
Для детей они интересны тем, что в них дети видят живой юмор, образность языка. Доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капри-зов, эгоизма.
Я сделала подборку пальчиковых гимнастик в стихотворной форме.
День в нашей группе начинается с «Доброго утра». Свое хорошее настроение я дарю детям, приучаю их приветствовать друг друга и взрослых. И мы играем в пальчиковую гимнастику:
«Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок, здравствуй, маленький дубок.
Мы живем в одном краю – Всех я вас приветствую».
Также утором этом использую художественное слово :
- «Рано утром я была удивлена,
Паренек белоголовый закричал мне из окна: -
«С добрым утром»!
Я спросила: «Это мне? –
Улыбнулся он в окне».
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим,
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью – зиму любим мы, любим мы, любим мы.
Или
«Листья».
Листья мы зеленые
С липы мы и с клена мы.
Мы на веточках сидели,
А потом мы пожелтели,
Мы пустились в листопад
И пришли в осенний сад».
С детьми импровизируем движения, развиваем речь детей.
С детьми загадываем и разгадываем загадки. Здесь закрепляется словарная работа, знания об особенностях предметов и соответствующего словаря, но и в том, что они помогают ребенку проникнуть в образный строй русской речи. Каждая загадка представляет собой картинное, образное описание предмета, его характерных особенностей. При этом часто такое описание дается через другой предмет. Поэтому, чтобы отгадать загадку, ребенок должен знать особенности предметов, уметь сравнивать предметы, видеть в них общее. Вот почему НОД с загадками вводятся после ознакомления детей с особенностями предметов.
НОД по обучению детей придумыванию загадок па первых порах тесно связаны с занятиями по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не называя его, остальные узнают его по описанию. На первых порах для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными формами таких НОД являются игровые, например, в виде игры в магазин, когда «покупатель» описывает предмет, а «продавец» должен отгадать его, в виде игры «отгадай по описанию» и т. п. В этих играх предметы, которые описываются, наглядно представлены для всех. Более сложной будет игра «Почтальон принес посылку», в которой каждый ребенок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.
Я разработала перспективный план по ознакомлению с художественной литературой. Прилагаю его.
Путешествие в мир художественного слова развивает у наших детей воображение, фантазию побуждает их самих к сочинительству. Мы с детьми нашей логопедической группы учимся составлять рассказы по воображению – творческие рассказы. Эти придуманные рассказы – результат детской фантазии, требующий от ребенка развития воображения, мышления, самостоятельного моделирования сюжета и композиционного построения текста, придумывание интересных, захватывающих деталей. Наши творчес-кие рассказы многообразны по степени сложности и самостоятельности. Это может быть придумывание конца или начала сказки, составление сказки по аналогии, по предложенному (готовому) сюжету, по заданной теме. Наиболее сложным для детей моей группы является придумывание сказки или расска-за. Умение придумать сказку или рассказ по определенной теме или сюжету в значительной степени зависит от природной одаренности ребенка, к его способности к сочинительству. Поэтому я в своей группе чаще применяю придумывание конца готового текста сказки или рассказа, а также составле-ние сказок или рассказов по аналогии с небольшим литературным произве-дением или народной сказкой. Мы с нашими детьми придумываем такие сказки: «Как ежик выручил зайца?», «День рождения зайца», «Приключения зайца», «Сочиняем сказку про Деда Мороза». Еще придумываем рассказы на такие темы «Как цыпленок заблудился?», «Интервью у осеннего леса» и т. д. В группе мы с детьми играем в разные игры, например: «Говорящие рисунки». «Когда – то давным – давно люди не знали букв и не умели писать, а исто-рии, которые им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Таким видом записи пользовались в древних странах – Египте, Сирии, Японии и Китае. Хочешь и мы с тобой поиграем в нарисованные истории? Рисунки должны быть простыми и в то же время понятными. Только тогда они станут «говорящими». Попробуйте нарисовать начало одной из историй, допустим такой: «Красная Шапочка пошла в лес и встретила волка». Запись схематич-на, но полностью отражает начало. Придумайте продолжение сказки. «Сочиняем сказку». Цель: учить детей придумывать различные ситуации с помощью заместите-лей предметов. Дети берут цветные кружки. При первом проведении я давала по 2 кружка, а затем по 3 – 4. кружки у нас разных цветов. У 1 – красный, коричневый и желтый; у 2 – синий, зеленый и желтый, у 3 – белый, красный, зеленый. Го-ворю детям, что сейчас будем сочинять сказки, при чем каждый придумает сказку про своих героев. Предлагаю всем внимательно посмотреть на свои кружки, придумать кем они могут быть и сочинить про них историю. При этом напоминаю детям, что кружки у всех разные, поэтому и сказки должны быть разные. Дети придумывают истории. Выслушиваю всех, хвалю, при этом важно сказать соответствуют ли выбранные персонажи цветам кружков, насколько интересна и оригинальна каждая история, есть ли в ней описания персонажей, соблюдена ли структура сказки (зачин, кульминация, развязка). Интересны ли происходящие в ней события. При затруднении даю образец сказки, сочиненный мною. «Разные сказки». Цель: учить детей придумывать различные ситуации, используя наглядную модель. Предлагаю детям придумать разные сказки и их зарисовать. «Вот получилась сказка», но надо суметь прочитать ее. А если каждый расскажет по – своему, мы услышим много разных, интересных сказок, например: «В одном домике жил – был мальчик. Однажды он вышел погулять и встретил другого мальчи-ка. Они решили вместе пойти в лес. В лесу они бегали, играли в прятки, а по-том вернулись и разошлись по домам». При этом дети детализируют рассказ, описывают, как выглядел домик, как звать мальчиков, кого тони встретили в лесу? «Про что сочиним?» В ней мы придумываем разные сказки. Например, сказку про зайчиков. Об-суждаем в какой роли будет выступать зайчик в сказке. Он может жить в ле-су или дружить со зверями, а может быть игрушкой, которую подарили маль-чику. Зайчик может выступать в сказке, как трусишка, а может, как храбрец. можно придуматьб сказку про то, как трудно заметить белого зайчика на снегу. Дети придумывают свои сказки и рассказывают. Сказки обсуждаем и оцениваем. «Запишем сказку». Я рассказываю детям сказку или рассказ, затем предлагаю пересказать текст. Это довольно сложно. Предлагаю записать сказку, чтобы ее можно было прочитать. Сделать запись можно при помощи картинок, схематических ри-сунков. Вспоминаем, о чем говорится вначале сказки. Например, о девочке, которая вышла из дома, зарисовываем это и т. д. – Маленький пушистый цыпленок всегда гулял со своей мамой – курочкой рябой. Однажды он увидел лягушон-ка и побежал за ним. Лягушонок – прыг в сторону, а цыпленок за ним. Лягу-шонок бултыхнулся в пруд и исчез. Смотрит цыпленок – нет рядом никого. - -Где же моя мама? – жалобно запищал цыпленок. «Пи – пи – пи. Где же моя мама?» Увидел он корову и спрашивает: «Ты моя мама?» - «Му – му – му, - сердито замычала корова. Цыпленок еще больше испугал-ся… - А что случилось с цыпленком дальше, кого он встретил и как нашел свою маму, придумайте сами. «Волшебный лес». Каждый участник получает лист бумаги и карандаш. На листе, кроме схема-тических изображений деревьев сделаны незаконченные изображения. Кар-тина может быть такой: Предлагаю детям нарисовать волшебный лес. У каждого должен получиться свой лес, со своими зверями, птицами и т. д. Затем нужно будет рассказать про него сказочную историю. Фигуры можно превращать во что угодно: это могут быть цветы, деревья, бабочки, птицы. Можно даже придумать необык-новенные, фантастические персонажи. Когда рисунки готовы – собираем их вместе. Отмечаем оригинальные, не забывая при этом, что они должны соот-ветствовать предложенной схеме. После этого дети рассказывают истории по своим картинкам. Так мы играем и рассказываем на темы: «Волшебный лес», «Чудесный лес», «Чудесные превращения». Таким же образом играем в игру: «Шкатулка со сказками». С детьми играем в игру «Расскажи сказку». В ней дети раскладывают картинки по развитию сюжета сказки в определенной последовательности и рассказывают сказки. Эти сказки им уже знакомы. С детьми играем и в другие игры по сказкам. Например, «Кот в одном сапоге». Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял один сапог. В одном сапоге ходить неудобно. Босиком он ходить отвык. Как теперь ему быть? Или «Помоги Золушке». Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, обнаружила. Что скалки нет. а мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?» Можно поиграть в такие иг-ры: «А что, если бы», «Додумай сказку», «Как помочь героям?», «Хорошо – плохо», «Придумай другой конец сказки». Придумываем другой конец к сказкам «Маша и медведь», «Колобок», «Красная Шапочка». В каком случае лиса не съела бы колобок? (Колобок стал маленький, колючий, твердый или наоборот стал очень большим. При ознакомлении с художественной литературой читаю и пересказы ваем с детьми небольшие тексты. При ознакомлении с произведением обра-щаю внимание на иллюстрации, прочитанный текст делю на сюжетные час-ти. Обозначаю каждую часть рисунком, картинкой, ключевым словом, кото-рые впоследствии бы служили опорой для воспроизведения текста. Также использую детские рисунки (чтобы ребенок самостоятельно рисовал к каждой сюжетной части небольшой рисунок. Ели ребенок затрудняется при пересказе – помогаю ему с помощью условной наглядной схемы т. е. текст по сюжету схематически зарисовываю силуэтами – (черно – белыми) изображениями персонажей или знакомых объектов. Дети могут выполнить эти схемы самостоятельно. Затем дети пересказывают услышанное с опорой на иллюстрации, картинки, собственные рисунки, схему. Составила в группе небольшую папку для пересказа текстов с использовани-ем схем. Есть у нас наборы «Пересказ» по темам: «Лето», «Осень», «Зима». В них находятся наборы картинок для использования при пересказе, близко к литературному тексту. Для малоактивных детей это хорошее подспорье. У меня в группе есть 4 книги по эффективной методике развития речи детей и ознакомлении с художественной литературой. По ним мы играем по – раз-ному. Например, в книге «Удачная рыбалка» дети по прочитанному мной тексту раскладывают картинки в определенной последовательности. После этого ребенок пересказывает текст истории, используя картинки. Или по – другому можно поиграть: сначала детям читаю «Письмо от Петрушки». За-тем читаю текст, а вместо картинок дети подбирают слова, ставя их в нужном числе и падеже. Использую в работе по своей теме самообразования игры по методике теле-фонного разговора, в которых развивается ролевая речь. Темы самые разные. В одной из таких игр я использовала стихотворный диалог сказки К. И. Чу-ковского «Телефон» в виде дидактической игры. Цель игры: развивать речевой диалог, используя знания содержания сказки. Развивать интонационную выразительность. Ход игры: к детям приходит телефонный аппарат и спрашивает: «Из какой он сказки? Предлагает с детьми поиграть. Я взяла на себя роль автора, с деть-ми распределили роли и соответствующие маски. В ходе игры побуждала де-тей к общению по телефону, используя стихотворный диалог сказки. В группе у нас есть «Книжкина больница», в которой мои воспитанники сами чинят книги. Мною разработано и проведено НОД на тему: «Путь создания книги», на ко-тором, дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих лю-дей. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Создан-ные детьми книжки - малышки составлены по сказкам, придуманным детьми и оформленных родителями например «Доброе сердечко», «Новый год в лесу», «Новогодние истории», «Дружба», «Как ежик и зайка подружилисть» и т. д. а также рассказы по темам о чем – то интересном из жизни птиц, животных, например: «Интересное о слонах», «Дятел», «Ласточка», «Морской котик», «Лебедь» и т. д.. С детьми провожу литературные викторины, КВН. Проводила литературную викторину, где одна команда была – дети, а другая команда – родители. Выявили знания сказок, умения драматизировать произведения. Всем было интересно, весело.
С детьми играем в игры-драматизации по сказкам с использованием масок -шапочек, инсценировки: «Три мамы», «Портфель – теремок», «Три подружки», «Лесная школа» и т. д. При этом развиваю речь детей, совершенствую художественно - речевые исполнительские навыки выразительной речи, упражняю детей в синхронном выражении чувств и телодвижений.
С детьми показали недавно детям других групп и родителям спектакль: «Делу время – потехе час».
Сделала небольшую подборку литературных викторин по русским народным сказкам и сказкам писателей это. На следующий год планирую разработать не-дели детских писателей, создание книжек – малышек по их произведениям и литературные вечера.
-трудовая деятельность (процесс изготовления книжек - сказок своими руками в совместной деятельности с родителями) .
• Работа с родителями
Успешным фактором работы с детьми является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития речи детей, с этой целью была организована следующая работа:
Разработан перспективный план работы с родителями. Организованы консультации: «Что и как читать детям», «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи».
В период с декабря по январь, в группе действовала выставка дидактических игр для речевого развития детей. Совместно с родителями в группе проведён конкурс чтецов, где родители выступали в роли жюри, а дети читали свои любимые стихи. Данное мероприятие повысило интерес к художественной литературе, вызвало интерес к поэзии.
Традиционно в группе проводится совместно с родителями семейные чтения, где родители рассказывают свои любимые сказки из детства.
Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.
-трудовая деятельность (процесс изготовления книжек - сказок своими руками в совместной деятельности с родителями) .
Работа с социумом. Для более эффективной работы с детьми посещаем городскую детскую библио-теку, где приняли участие в мероприятии: «В гостях у Доктора Айболита», Так же посетили школу – интернат на празднике «Красный, желтый, зеле-ный».
Данные формы работы со сказкой научат ребёнка оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать, извлекать нравственный урок.