Елена Соловьёва
План по самообразованию «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
«В деле воспитания процессу саморазвития
должно быть отведено самое широкое место.
Человечество всего успешнее развивалось
только путем самообразования».
Спенсер Г.
Тема: «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»
… Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного - родного языка.
К. Чуковский
Публикация «План по самообразованию „Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Выявленные проблемы: недостаточное владение инновационными и развивающими педагогическими технологиями развития активной речи детей группы раннего возраста;
Цель: повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме: «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий».
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний в области речевого развития детей раннего возраста путем изучения педагогической литературы, посещения РМО по данной теме, работы с банком педагогической информации в системе интернет;
- разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми;
- подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
- использовать в работе с детьми раннего возраста инновационные, развивающие педагогические технологии;
- организовать работу родительского клуба «Семейная академия»
- оформить в группе центр активности «Речевое развитие»
- обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством проведения семинара-практикума для педагогов на тему: «Использование инновационных, развивающих педагогических технологий в развитии активной речи детей раннего возраста»
Актуальность проблемы (обоснование выбора, новизна)
Родной язык помогает людям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Именно в раннем возрасте нужно обогащать словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие:
— владеет активной речью, включенной в общение;
— может обращаться с вопросами и просьбами;
— понимает речь взрослых;
— знает названия окружающих предметов и игрушек;
— стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
— проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;
— эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
Данные ориентиры отражают согласованные ожидания общества относительно речевого развития детей раннего возраста и представляют собой возрастной портрет ребенка. Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша. Задача педагога — развивать такой тип общения, в процессе которого побуждать ребенка к выполнению различных движений, действий, к речевому взаимодействию.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей.
Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.
Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только - что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов.
Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения.
Очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя в речевом развитии дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, необходимо использовать следующие инновационные методы: здоровье сберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ.
Основные направления работы:
1. Работа с детьми, используя игровые технологии речевого развития.
2. Взаимодействие с родителями (игротека, праздники, консультации, собрания)
3. Обмен опытом с коллегами.
4. Организация и оснащение развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей.
Ожидаемые результаты:
• повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
• разработка и внедрение системы работы с детьми по развитию речи, активное сопровождение детьми речью своей деятельности (игровые, бытовые и другие действия).
• создание педагогических разработок и публикации их в СМИ, публикаций в сетевом педагогическом сообществе
• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды
Этапы работы по самообразованию
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Планирование работы по самообразованию
2. Теоретическое изучение проблемы (выборочное изучение, анализ и составление тезисов)
3. Собственные методические разработки (разработка практических материалов по проблеме: перспективных и календарных планов, системы игр, заданий, упражнений и т. д)
4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике, воплощение в жизнь составленных планов, их корректировка, наработка пособий, показ открытых мероприятий)
5. Подведение итогов самообразования (обобщение накопленного опыта и его распространение)
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Месяц Содержание работы Форма представления результатов
Сентябрь 1. Составление библиографии по теме самообразования.
Планирование работы по самообразованию План работы
В течение года 2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов к проблеме
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение. – Москва, 1999.
- Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М. ,изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с
- Печора. К. Л. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста». Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 96 с.
- Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 1991.-160с.
- Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 186 с.
- Герасимова А. С. уникальное руководство по развитию речи 2007. – 160.:
- Лотарёв В. К., А. П. Николайчева, Федоренко Л. П., Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М Просвещение, 1984.-240с.
- Дёмина «Развитие речи детей раннего возраста»
- Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.
- Гербова В. В. Развитие речи детей в младшей возрастной группе. – Ребёнок в детском саду № 5, 2009.
- Затулина Г. Я. Конспекты занятий по развитию речи. – Москва. 2000.
- Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Москва, 1994.
- Павлова Л. Н. Ранее детство : Развитие речи и мышление. – Москва, 2000.
- Под ред. Ушаковой. Развитие речи и творчества дошкольников. – Москва, 2001.
- Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – Москва, 2001.
- Бородич, А. М. Методика развития речи у детей. — М. : Просвещение, 1981.
- Иванова, С. Ф. Речевой слух и культура речи. — М. : Просвещение, 1970.
- Иванова, С. Ф. Речевой слух и культура речи Москва, Просвещение, 1970 г
- Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок Москва, Просвещение, 1988 г.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1979.
- Ушакова, О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
- Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения Москва, Просвещение, 1989 г.
- Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности
на интернет сайте:
http://nsportal.ru.
Сентябрь-октябрь 3. Подготовка и проведение педагогической диагностики Индивидуальные маршруты развития детей
Ноябрь 4. Составление перспективных планов
Разработка конспектов Творческий отчёт
В течение года 5. Создание современной предметно-развивающей среды в группе, использование в работе ИКТ; Изготовление наглядных пособий, презентаций, игр, составление картотек и т. д.
Фотоотчет
Ноябрь-май 6. Практическое применение наработанных материалов с детьми (Реализация творческих проектов, показ открытых мероприятий, участие в конкурсах в сети Интернет, мероприятия для родителей)
Март-май 7. Обобщение и распространению педагогического опыта по теме самообразования
Участие в РМО
Подготовка (принятие участия, проведение) семинар, педсовет.
Проведение мастер-классов для педагогов.
Выставка работ.
Оформление сборника консультаций для родителей.
Участие в районных и всероссийских конкурсах среди педагогических работников Выступление с отчетом о проделанной работе за 2016/2017 уч. год на педсовете.