Маргарита Арапова
Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как форма обучения детей 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема работы: «Дидактическая игра как форма обучения детей 5-7 лет»
Целью моей работы в 2018 – 2022 году было:повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах обучения детей 5-7 лет посредством дидактической игры.
В процессе работы по данной теме я решала следующие задачи:
Публикация «Отчет по самообразованию „Дидактическая игра как форма обучения детей 5–7 лет“» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
• изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;
• обобщить и распространить педагогический опыт по теме;
• создать соответствующую предметно-пространственную среду;
• способствовать развитию познавательного интереса у детей;
• повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру;
Актуальность: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.
Игра в дошкольном детстве имеет развивающее значение. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками.
Участие дошкольников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный
педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.
Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательности, активности; эмоциональной-отзывчивости; способные решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способные управлять своим поведением и планировать свои действия.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям.
У детей развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
В процессе работы по данной теме, я изучила следующую литературу:
Образовательную программу дошкольного образования «Детство»
Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду»
Стребелева Е. А. «Коррекционно-обучающее обучение детей в процессе дидактических игр»
Венгер Л. А. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»
Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр»
Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия»
Микхиева Н. Ю. «Дидактические игры и упражнения для детей дошкольного возраста»
Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду»
Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников»
Изучила статьи в журналах:
«Воспитатель в ДОУ»
«Дошкольное воспитание»
«Ребенок в детском саду»
После изучения методической литературы по данной теме я провела мониторинг по выявлению уровня сформированности развития знаний детей используя пособие Соколова Ю. Тесты на готовность к школе ребёнка 5-6,6-7 лет/Илл. Н Воробьевой. - М. Изд-во Эксмо,2007. с использованием серии дидактических игр «Готов ли ты к школе?»(тестовые задания для проверки знаний детей на развитие внимания, памяти, мышления, развития речи).
По итогам мониторинга было выявлено:
60%Низкий уровень (0-10 баллов) развития.
20%Средний уровень (11-19 баллов) развития.
20%Высокий уровень (20-24 баллов) развития.
В работе с детьми я смогла добиться:
-активизации познавательных процессов через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
-укрепления и развития познавательного интереса, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
-формирования потребности в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;
-воспитания волевых качеств личности ребенка: целеустремленности, настойчивости, стремлению к завершению деятельности;
-формирования связной речи.
На занятиях по развитию речи включала дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения. Это такие игры как: «Да-нет», «Отвечай быстро», «Закончи предложение», «Цепочка слов»и т. д.
На занятиях по ознакомлении с окружающим миром использую игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности. Это такие игры как: «Чей след», «Поступи правильно», «Светофор», «Собери растения» и т. д.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений
использую такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей" и др.
В ходе самих игр в зависимости от способностей детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры.
В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.
Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю предметно-пространственную среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.
Так же мной было проведено открытое занятие в ноябре 2022 года на тему «Страна умных игр»,цель которого продолжить учить детей играть в дидактические игры.
Также я проводила работу с родителями.
В течении учебного года родителям было предложено для ознакомления следующие консультации: «Дидактическая игра как форма обучения детей»,
«Дидактическая игра как форма обучения детей», «Развивающее обучение детей в процессе дидактических игр», «Значение дидактических игр в обучении детей», «Развитие умственных способностей у дошкольников», «Чем полезны дидактические игры», «Виды дидактических игр».
Были проведены индивидуальные беседы с родителями «Как играть с ребенком», «Дидактическая игра в жизни ребенка».
Анкетирование родителей показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность.
В конце года я провела мониторинг по выявлению уровня сформированности развития знаний детей используя дидактические игры серии «Готов ли ты к школе?»(тестовые задания для проверки знаний детей на развитие внимания, памяти, мышления, развития речи).
По итогам мониторинга было выявлено:
25%Низкий уровень (0-10 баллов) развития.
30%Средний уровень (11-19 баллов) развития.
45%Высокий уровень (20-24 баллов) развития.
Вывод:
Проведенная работа показывает, что различные виды игр дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний по математическим представлениям. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие. Использование занимательного материала в организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях. Дети учились сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать. Испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности. Дети делают первые шаги по высказыванию своего суждения, доказательства. Меньше времени затрачивают на выполнение заданий. Улучшилась речь детей, они богаче используют свой словарный запас.
Применение дидактических, развивающих игр способствуют развитию памяти, мышления детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка. Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Занимательные развивающие, дидактические игры и упражнения дали большой заряд положительных эмоций, помогли детям закрепить и расширить знания по математике, материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике.
Работа по данной теме будет завершена в январе 2023года.