Наталья Федотова
Проектная деятельность в ДОУ за 2015–2016 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог создаёт собственный проект, который решает какую-либо исследовательскую задачу. Внедряет этот проект в работу с детьми. Таким образом дети занимаются поисковой деятельностью. Если просто объяснить детям какой-то материал, то есть риск, что в скором времени этот материал забудется. Но если дети сами искали пути решения какой-либо задачи, задействовав мыслительные процессы, то эти мысли будут их собственными. Проектная деятельность в детском саду — это совместная игровая или творческая деятельность. Она развивает самостоятельность, ответственность, инициативность, целеустремлённость.
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ за 2015–2016 учебный год» размещена в разделах
В период 2015-2016 учебный год, во 2 младшей группе № 1 «Василек» прошло три проекта : «Учимся общаться», «Ознакомление с родным селом, как средством нравственно-патриотического воспитания», «Развитие познавательного энтузиазма у детей через экспериментирование».
В проектной деятельности участвовали 32 ребенка, родители и воспитатель.
Актуальность проекта «Учимся общаться» заключается в том, что в последнее время, наблюдается дефицит «живого» общения вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве.
В долгосрочном проекте «Учимся общаться» я ставила себе цель: формирование навыков речевого общения детей, и следующие задачи: развитие свободного общения детей между собой, развития всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности детей. Для реализации использовала следующие методы и приемы: беседы, трудовая деятельность, рассматривание картин, дидактические игры, чтение сказок и стихов.
В процессе реализации данного проекта с детьми мы играли в такие сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Мама пришла с работы», «Наши куклы», игры-ситуации: «Мы встречаем гостей», «В детском саду», «Старшая сестра», «Дружная семья», «Части тела». Играли в речевые игры: «Кто у нас в гостях», «Что растет в саду?», «Прибываем в Дождеград». Играл в музыкальные игры: «Озорное эхо», «Угадай, кто это?», Птички». Играли в подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Наш поезд».
На прогулках наблюдали за солнцем, за птицами, за тучами, за дождем, за туманом, за ветром.
Проводили эксперименты: окрашивали воду, тонет не тонет, окрашивали песок.
Для родителей были розданы буклеты «Сюжетно-ролевые игры в домашних условиях».
В результате проектной деятельность была создана картотека сюжетно-ролевых игр.
В результате проектной деятельности дети овладели средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками.
Проект «Ознакомление с родным селом, как средством нравственно-патриотического воспитания». Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Ознакомление с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» маленького села–это прежде всего его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места родного села Каскара, его культура, улицы. Однако беседы с детьми показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.
В данном проекте я ставила перед собой такую цель: воспитывать у детей чувство уважения и гордости к своей малой Родине. В реализации данной цели я ставила следующие задачи: расширить представления о родном селе, формировать представления у детей о профессиях необходимых на селе, учить видеть и оберегать красоту окружающей природы.
В процессе реализации данного проекта мы с детьми беседовали на тему «Дерево держится корнями, а человек семьей», «Профессии бывают разными», «Мое село», «Поселок, в котором я живу», «Кто скоро помог, тот дважды помог», «Наша Армия»; играли в игры «Дружная семья», «Животные и их детеныши», «Угадай, сколько нас в семье», «У меня зазвонил телефон»; читали следующие литературные произведения: «Заюшкина избушка», «Госпожа Метелица», «Почему армия Родная», «Гуси-Лебеди», «Очень мамочку люблю, потому что»; прослушивали песни «Наша Армия», «Мамочка моя», изготовляли подарки для пап, мам и бабушек; играли в подвижные игры «Пожарные на тушение», «На парад идет отряд».
Мы с детьми совершили экскурсию в мед. кабинет, в прачечную. На улице наблюдали за работай дворника, водителя-экспедитора.
Совместно с родителями мы создали фотоальбом «Моя Родина село Каскара», и изготовили пазлы «Мое родное село».
Итогом проекта была игра «Путешествие по родному селу».
В группе был создан патриотический уголок.
В результате проекта дети больше узнали о родном селе, о профессиях необходим на селе, узнали историю своего села, более бережно стали относиться к его достопримечательностям.
Проект «Развитие познавательного энтузиазма у детей через экспериментирование». В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?
Перед собой я ставила следующую цель: развивать познавательные способности у детей дошкольного возраста путем обогащения опыта познавательно- исследовательской деятельности и задачи : расширять представление детей о свойствах окружающего мира; знакомить с различными свойствами воды, песка; учить детей делать выводы на основе опытов; участвовать в посильной практической деятельности; воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Мы с детьми проводили следующие эксперименты:
- Какого вкуса вода?
- Чем пахнет вода?
- Какого цвета вода?
- Есть ли форма у воды?
- Что случится со снегом?
- Какие предметы тонут в воде, а какие - нет?
- Запускали кораблики.
- Окрашивали песок.
- Надувание мыльных пузырей.
- Игры с соломинкой.
- Поймай воздух.
В результате проведенной проектной деятельности был создан фотоальбом.
Проведённая опытно-экспериментальная работа, позволила сделать вывод, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. У детей сформированы первоначальные навыки самостоятельности…