Ольга Путинцева
Творческий отчет о работе воспитателя второй младшей группы за 2014–2015 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель : Харченко Ольга Сергеевна
Списочный состав второй младшей группы за 2014 – 2015 учебный год составил 22 ребенка.
Работали по основной общеобразовательной программе дошкольного образования (ФГОС) «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Публикация «Творческий отчет о работе воспитателя второй младшей группы за 2014–2015 учебный год» размещена в разделах
Ведущими целями являются:
. создание благоприятных условий;
. формирование основ базовой культуры личности;
. всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
. обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.
Цели реализованы в процессе разнообразных видов деятельности:
игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Все виды деятельности входят в основные направленияразвития и образования детей (образовательные области) :
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра оказывает значительное влияние на всестороннее развитие ребенка, дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание, логическое мышление, способствуют развитию органов чувств. В игре дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов, быть коммуникабельнее. Формируется положительный эмоциональный настрой. Учитывая, все задачи и цели мы создали развивающую среду для детей 3-4 лет. Ведь среда является основным средством развития личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Мы постарались сделать окружение для детей доступным, интересным, познавательным. Разделили среду на игровые зоны, такие как:
- Сюжетно- ролевые зоны, к ним относятся уголки: «Хозяюшка», «Поликлиника», «Строитель», «Супермаркет», «Салон красоты», «Уголок ряженья», где дети проявляют фантазию, творчество, формируются игровые навыки, умения, воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми. Дети учатся действовать с предметами- заместителями, переносить знания и навыки в повседневную жизнь. Развивается коммуникабельность, ролевое поведение, ролевой диалог. Играя с ребенком в сюжетно- ролевые игры развиваются культурно- гигиенические навыки, забота о своем здоровье, безопасность.
- «Уголок познания», где имеются учебные пособия и игры такие, как: «Геометрический квадрат», «Пирамидки», Логическое домино», «Конструктор- геометрик», «Весёлые шнурочки». Эти игры способствуют развитию внимания, логического и нестандартного мышления, пространственного воображения, речи и эмоциональной сферы.
-«Уголок безопасности», в котором находятся все необходимые пособия для игр, где дети учатся правилам поведения на улице, на дороге, в транспорте.
- Настольно- печатные игры: «Противоположности», «Кем быть», «Парные картинки», «Лото», «Пазлы», «Времена года», «Лото геометрических фигур»- эти игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлением. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающим мире, систематизировать мыслительный процесс.
- «Уголок физического развития» : в уголке имеются мячи, кегли, обручи, гимнастическая скамейка, коврики для профилактики плоскостопии, мешочки для развития правильной осанки. Развивается ловкость, меткость, ребенок становится физически активным.
- «Музыкально- театрализованный уголок» : имеются дудки, бубны, барабан, с помощью музыкальных инструментов дети играют в игры: «Угадай что звучит?», «Оркестр». В уголке есть кукольный, настольный театр, маски для игр драматизации, это стимулирует индивидуальные творческие замыслы детей.
- Уголок «Художественного творчества». В свободном доступе находятся карандаши, краски, кисточки, альбомы, пластилин, трафареты. Это позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение, самостоятельность; способствует развитию мелкой моторики рук.
- В «книжном уголке» подобраны книги согласно возрастным особенностям детей.
Дети рассматривают иллюстрации, рассказывают сказки по картинкам, разыгрывают театрализованные представления. Это стимулирует индивидуальные, творческие замыслы детей.
Также нами оформлен уголок для родителей, где периодически обновляется информация по игровой деятельности, консультации, советы, папки- передвижки, информация о жизни группы и детей, выставки детских работ, совместных работ родителей и детей.
Все игрушки, игры, атрибуты размещены так, чтобы дети могли свободно играть, творить и развиваться.
В работе с детьми использовали различные методы для достижения хороших результатов: наблюдения, беседы, сравнение, диагностическое обследование, самоанализ, индивидуальная работа с детьми.
Образовательный процесс, был построен на основе одной центральной темы (темы недели,что позволяло избежать дробления детской деятельности по образовательным областям, оптимально организовать информацию. Это даёт многочисленные возможности для развития детей в различных видах деятельности. Тема была отражена в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.
Художественно-эстетическое развитие имеет большое значение для всестороннего развития дошкольника. В нашей группе оно развивалось через образовательную область «Художественное творчество» :
Рисование, лепка и аппликация.
Лепка
Дети умеют раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка глины маленькие комочки, сплющивают их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая, их друг к другу. Лепят несложные предметы из нескольких частей (неваляшка, цыпленок); аккуратно пользуются глиной и пластилином. Умеют украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом. Продолжаем развивать интерес детей к лепке.
Рисование
Знают, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать. Различают оттенки розового, голубого и серого цвета. Знают красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета. Умеют правильно держать карандаш, кисть, не сжимая сильно пальцы. Научились набирать краску на кисть, аккуратно обмакивая ее всем ворсом в баночку с краской,умеют убирать лишнюю краску о край баночки. Продолжаем приобщать детей к декоративной деятельности. Дети научились украшать узорами силуэты игрушек,вырезанных воспитателем (птичка,конь,блюдечко, рукавички и других предметов.).Ритмично наносят линииштрихов,пятен,мазков (опадают листочки, идет дождь и др.).Изображают простые предметы, рисуют прямые линии в разных направлениях. В индивидуальной работе с детьми продолжаем формировать умение изображать разнообразные предметы, располагая изображения по всему листу.
Аппликация
Дети различают формы предметов и их цвета. Научились предварительно выкладывать на листе бумаги готовые детали разной формы, величины и цвета, составляя изображение, и наклеивать их. Умеют аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой, прикладывать стороной, намазанной клеем к листу бумаги плотно прижимать салфеткой. Продолжаем формировать навыки аккуратной работы; создавать в аппликации предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, чередовать их по форме и цвету.
Музыка
Дети умеют слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. Есть способность различать звуки по высоте, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо, умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шар- манка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).
Физическое развитие
Для того чтобы дети заботились о своем здоровье в течении года проводилась большая работа : Каждый день проводились зарядка, закаливание, гимнастика после сна, физ. минутки, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, подвижные игры, ходили на прогулку в любую погоду. Дети умеют различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши, знают об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Освоили бег, ходьбу, прыжки на двух ногах с продвижением вперед, лазанье по гимнастической скамейке.
Физическая культура проводилась два раза в неделю. Также читали художественную литературу на тему «Здоровье», играли в сюжетно- ролевые игры. В итоге сформирован у детей интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие детей. Снизился показатель заболеваемости детей.
Познавательное развитие проходило через следующие области:
Формирование элементарных математических представлений;
Развитие познавательно- исследовательской деятельности;
Ознакомление с предметным окружением;
Ознакомление с социальным миром;
Ознакомление с миром природы.
Формирование элементарных математических представлений
Дети умеют группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т. д.).
Могут составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
Научились находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
Правильно определяют количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».
Различают круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крутую форму.
Понимают смысл обозначений: вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, на, над — под, верхняя — нижняя (полоска).
Понимают смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».
Продолжаем работу по знакомству с геометрическими фигурами, сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров,при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины; ориентироваться относительно себя в пространстве и на листе бумаги, различать левую и правую руки. Продолжаем учить различать контрастные части суток: день-ночь, утро-вечер.
В своей образовательной деятельности широко используем занимательные по форме и содержанию разнообразные игры и упражнения:
«Подарки для куклы Маши»; «Чудесный мешочек»; «Мы веселые ребята»; «Магазин игрушек»; «Почтальон принес посылку», «Карусели»; «Самолеты»; «Найди свой домик»; «Соберем куклу на прогулку»; «Птички в гнездышках».
«Чья дорожка длиннее», «Угостим зверей», «Через ручеек», «Подберем ленточки для куклы», «Игры с пальчиками», «Почтовый ящик», «Соберем бусы», «Расставим игрушки» «Что люди делают», «Когда это бывает?» (с использованием сюжетных картинок) и другие. Для занятий по ФЭМП были изготовлены настольные игры с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Ознакомление с предметным окружением
Дети научились сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делают простейшие обобщения. Умеют определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко). Умеют группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь — одежда; посуда чайная, столовая, кухонная). Продолжаем учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется). Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина, их свойствами (прочность, твердость, мягкость). Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения.
Ознакомление с социальным миром
Продолжаем рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель, расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
В результате проведенной работы дети научились называть свой родной поселок; у детей сформировано представление о Родине. Понимаю, что в станице много улиц, домов, разных машин. Развиты такие чувства как любовь и уважение к своему городу, близким людям; своим товарищам. Дети научились ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения. Научились называть воспитателей по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы».
Ознакомление с миром природы.
К концу учебного года дети могут узнавать и называть некоторые растения, животных и их детенышей; выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе; проявляют бережное отношение к природе.
Социально-коммуникативное развитие
Оно направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
-развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) ;
-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу»;
-основ безопасности в быту и природе.
Дети стараются соблюдать и контролировать выполнение правил в играх; могут самостоятельно играют в подвижные игры, хороводные, сюжетно-ролевые; а так же дети могут самостоятельно соорудить несложную постройку. Обогатился игровой опыт каждого ребёнка. Через художественные произведения, прогулки, закрепляли представления детей о правилах дорожного движения, развивали наблюдательность, внимание к движению на дороге. Дети понимают, что утренняя зарядка, физические упражнения вызывают хорошее настроение; осознают значения и необходимости гигиенических процедур. Мы продолжаем закреплять культурно - гигиенические навыки и навыки культуры поведения за столом. Продолжаем формировать знания об источниках опасности в группе и дома.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы:Слушают доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном чтении проговаривают слова, фразы. Рассматривают иллюстрации в знакомых книжках. Рассказывают стихи наизусть, пересказывают наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения. С помощью воспитателя могут инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок и песен.
Формирование словаря. Дети научились понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Умеют различать и называть существенные детали и части предметов (у платья — рукава, воротник, карманы, пуговицы, качества (цвет и его оттенки, форма, размер, особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая, некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму, место- положение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращают внимание на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет — скамеечка, шуба — пальто — дубленка).
Звуковая культура речи. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц).
В течение года первостепенное значение имело:
Забота и здоровье каждого ребенка; благополучие и всестороннее развитие каждого ребенка; создание в группе доброжелательного отношения ко всем воспитанникам; максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, и их интеграция; творческая креативность воспитательно – образовательного процесса; единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения - взаимосвязь учреждения и семьи. Установление контактов с родителями — дело важное и непростое, требующее внимания, такта. Для этого надо хорошо знать семью, её воспитательные возможности. Сотрудничество воспитателей и родителей помогает лучше узнать ребёнка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие. Такой контакт с родителями мы старались наладить в течении учебного года.
Можно сказать, что родители информированы о целях и задачах работы в группе, удовлетворены уходом, воспитанием и обучением (оздоровлением, развитием способностей и т. д., которые получают дети в детском саду, чувствуют доброжелательное отношение сотрудников к ним и их детям) активно участвуют в жизни группы. Подводя итог можно отметить, что практически все запланированные мероприятия и поставленные задачи выполнены.
Что не получилось и над чем надо работать :
Развить диалогическую форму речи.
Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Сохранять и укреплять здоровье детей.