Приложение МААМ

Отчёт по самообразованию «Социально-личностное развитие ребёнка»

Ирина Подойникова
Отчёт по самообразованию «Социально-личностное развитие ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема моей работы очень актуальна. В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу общество испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неспособность сочувствовать и т. п.

Публикация «Отчёт по самообразованию „Социально-личностное развитие ребёнка“» размещена в разделах

Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей.

Наша главная задача состоит в том, чтобы любой ребенок чувствовал себя счастливым, мог адаптироваться и преодолевать трудности, иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности. В своей работе я преследовала цель найти наиболее эффективные методы и приёмы для получения детьми социальных навыков. Путь этой работы состоял из выполнения следующих задач:

- формировать у детей представление о себе, своем организме, личностных качествах, развивать чувство самоуважения, собственного достоинства;

- учить детей «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи, адекватно реагировать, быть отзывчивыми, пожалеть обиженного, сопереживать и т. д;

- обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях;

- помогать в основании культуры общения с взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах;

- обогащать речь детей вежливыми речевыми оборотами;

- помогать в освоении разных форм приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой;

- развивать умение элементарного контроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими;

- учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряженность, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации) .

Формы реализации данных задач:

- фронтальные и подгрупповые занятия;

- индивидуальная работа;

- создание предметно-развивающей среды

- взаимодействие с родителями

Для реализации всех этих задач для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально - компетентная личность. Для этого в групповой комнате оформлены игровые зоны.

С целью формирования дружеских взаимоотношений в группе оформлен уголок дружбы. В нё м имеются пособие: «Коврик-мирилка», с помощью которого дети учатся выходить из неприятных ситуаций, находят пути решения конфликта. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет. Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить ребёнка правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором. Дразнят и провоцируют тех, кто остро реагирует на это, болезненно уязвим, и этим доставляет удовольствие обидчику. Если ребёнок это понимает и достаточно уверен в себе, скорее всего, он не станет объектом насмешек и мишенью для любителей провоцировать агрессию.

С помощью пособия «Цветик семицветик» происходит обсуждение различных жизненных ситуаций. Дети, выбирая лепесток, определяют эмоциональное состояние героев, рассказывают о своих эмоциональных переживаниях, как правило, с положительной направленностью. О своем негативном опыте детям рассказывать очень трудно, они волнуются, ожидая услышать насмешки сверстников или получить отрицательную оценку своих поступков от взрослых. Обсуждение с ребятами историй помогает научиться прогнозировать последствия собственного поведения. Совершая действие, ребенок учится осознавать, какую эмоцию оно вызовет («А что будет потом?», делать нужные выводы.

В Группе имеется коробочка добрых дел: это накопление сердечек детьми (каждый ребёнок в свою ячейку, за добрые дела, сделанные ими в течение месяца - это может быть: помощь товарищу, воспитателю; выполнение правил поведения в течение дня без замечаний и напоминаний. Данный приём стимулирует детей к выполнению правил поведения. Быть вежливыми, трудолюбивыми, чутко относиться к другим людям.

В групповой комнате оборудованы различные уголки для проведения самостоятельных игр.

Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности. Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотреться, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»… Выполнение роли ставит ребёнка перед необходимостью действовать не так, как хочет, а так как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Сюжетно-ролевые игры - помогают детям освоить следующую особенность человеческой деятельности - закрепленность взаимосвязанных систем, целей за носителями определенных профессий.

При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

Особое значение для социально-личностного развития имеет трудовое воспитание. Важно пробудить у детей желание трудиться, сформировать умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении трудовых поручений, развивать умения и навыки в различных видах элементарной трудовой деятельности.

Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Как в повседневной жизни, так и в специально организованных занятиях, беседах. Мы работаем над развитием внимания и сопричастности к партнеру. Учим понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе. Воспитываем эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать.

Для работы с детьми подобраны игры:

-на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста;

-на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста; -на преодоление негативных эмоций, гнева;

Большой эффект в развитии социальных навыков дает театрализованная деятельность. Воспитательные возможности её очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Ребенок, оказавшийся в позиции актера- исполнителя, может задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это воспринимают люди. Каждый из этих вопросов имеет прямое отношение к ценностно – смысловым компетенциям, на формирование которых оказывают большое влияние художественные произведения, используемые в театрализованных играх.

Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей. Мы с детьми в течение всего года посещали выставки организованные в детском саду.

При восприятии произведений художественной литературы, стараемся вызвать у детей чувство сострадания к тем героям, которые нуждаются в помощи или испытывают тревогу, волнение, боль, огорчение, обиду. На материале сказок, рассказов дети учатся оценивать характеры героев, их поступков, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо».

Важным аспектом в работе с детьми является качественное развитие эмоций. Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. И напротив, отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха. Перед нами стоит двуединая задача: с одном стороны, научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире и, с другой стороны, научить самому слушать, слышать и понимать других.

Нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Нетрадиционные досуговые мероприятия с участием детей и родителей; служат развитию навыков в установлении контактов с взрослыми; среда социального развития ребенка обогащается новыми формами отношений с взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к родителям и другим взрослым людям.

В заключение хочу подчеркнуть.

Эмоционально-личностное развитие детей является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и школы и облегчение перехода детей к выполнению важной социальной функции – функции ученика. В перспективе я планирую продолжать работу в том же направлении, помогая посредством игры и занятий подготовить детей к следующему шагу в большую жизнь – к лучшей адаптации в школе. У меня в планах проводить родительские собрания и консультации по выбранной мной теме: «Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста»; подготовить упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, повышать свой уровень профессиональной подготовки, изучая новые издания, рекомендации, разработки, систематически наполняя свой методический материал.

Публикации по теме:

Социально-личностное развитие детей 5–6 лет в игровой деятельности при подготовке к школе Существуют различные подходы к рассмотрению проблемы готовности детей к обучению в школе. На современном этапе подготовка к школьному обучению.

Аналитический отчет по самообразованию музыкального руководителя по теме «Развитие музыкальных способностей дошкольников» Моя тема по самообразованию «Развитие музыкальных способностей дошкольников» Начало работы над темой: сентябрь 20 14года Окончание работы:.

Социально-личностное развитие младших дошкольников в процессе игры Тема социализации и адаптации детей в обществе, тема социальных взаимоотношений, в настоящее время является актуальной. Так как множество.

Социально-личностное развитие дошкольника. Этикет Как часто, наблюдая за общением взрослого с ребенком, мы слышим фразы: «Так должен вести себя за столом воспитанный ребенок», «Так должен.

Отчёт по самообразованию «Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность в ДОУ». Одним из наиболее ярких,.

Отчёт по самообразованию по теме «Театрализованная деятельность детей 3–4 лет» Эта тема выбрана мною не случайно. Цель моей работы: Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать.

Отчёт по самообразованию воспитателя старшей группы (2014–2015 уч. год) Тема: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с компонентами неживой природы посредством проектной.

Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников» Тема самообразования «Экологическое воспитание дошкольников» Пояснительная записка: Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная.

Развитие социально-коммуникативных компетенций ребёнка дошкольного возраста. Социально-коммуникативные компетенции включают в себя 2 направления понятий: социализация и коммуникация. Социальная компетентность ребенка.

Консультация «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности» Коллективный характер театральных игр позволяет расширить и обогатить опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчёт по самообразованию «Социально-личностное развитие ребёнка»
Опубликовано: 6 декабря 2015 в 08:34
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчёт по самообразованию «Социально-личностное развитие ребёнка»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Подойникова (УИ 283076) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД