Приложение МААМ

Аналитический отчет по самообразованию музыкального руководителя по теме «Развитие музыкальных способностей дошкольников»

Светлана Грибкова
Аналитический отчет по самообразованию музыкального руководителя по теме «Развитие музыкальных способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Моя тема по самообразованию

«Развитие музыкальных способностей дошкольников»

Начало работы над темой: сентябрь 20 14года

Окончание работы: май 20 15 года

Цель самообразовательной работы :

- обосновать роль музыкального занятия, как одного из наиболее

Публикация «Аналитический отчет по самообразованию музыкального руководителя по теме „Развитие музыкальных способностей дошкольников“» размещена в разделах

эффективных средств развития музыкальных способностей

дошкольников.

Задачи самообразовательной работы :

1. Обосновать необходимость использования различных видов деятельности в процессе развития музыкальных способностей младших дошкольников.

2. Определить основные психолого-педагогические условия, способствующие большей эффективности музыкального развития школьников на уроках музыки.

3. Разработать систему творческих заданий, способствующих развитию музыкальных способностей школьников.

4. Проверить эффективность проведенной работы по развитию музыкальных способностей младших школьников.

Я работала со всеми возрастными группами.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности : восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам.

очевидно воздействие пения на физическое развитие детей : способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Подробно методика работы с детским голосом была дана Н. А. Метловым.

Музыкально-ритмические движения. Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания – в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.

Б. М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т. д.) . Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого, отрывистого, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.) . Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движения рук, танцевальных и образных движений.

Занимаясь ритмикой, важно, чтобы центром занятия была музыка. Б. М. Теплов пишет: «как только они (занятия ритмикой) превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае, весь музыкальный смысл, этих занятий исчезает». Для того чтобы сами дети на занятии не сосредотачивались только на исполнении движений, занятия должны быть тщательно подготовлены педагогом, разучены элементы танцевальных движений. Важно, что бы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к «натаскиванию».

Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки.

В своих публикациях Н. А. Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них.

Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления для школьников, развивает их музыкальные способности.

Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные способности : ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.

При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства.

Детское музыкальное творчество. Н. А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга.

Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях.

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности : в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно.

Таким образом, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, каждый из этих видов деятельности способствует музыкальному развитию дошкольников.

Значимость всех видов деятельности и учитывание индивидуальных и возрастных особенностей детей дало эффективный результат во всех видах деятельности.

В течении года мной было установлено,что психолого-педагогические условия для эффективной работы с дошкольниками на занятиях музыкой следующие-

- учитывать психолого-педагогические особенности детского возраста, психологию пения;

- использовать специальные вокально-хоровые упражнения, методы и приемы по развитию певческих навыков.

В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы:

Теоретический анализ и систематизация литературы по проблеме исследования;

Изучение и обобщение практического опыта по развитию вокальных навыков.

Проведение экспериментальной работы по развитию вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста.

Методологическую основу исследования составляют:

Труды В. И. Петрушина, Г. М. Ципина в области музыкальной психологии; труды физиолога И. П. Павлова по вопросам воздействия пения на физическое развитие детей; вопросы методологии, теоретического обоснования системы усвоения певческих навыков в работах педагогов-музыкантов Н. А. Метлова, В. Н. Шацкой, А. Г. Яранцевой, А. Г. Менабени, Н. А Ветлугиной, Г. Струве, Г. П. Стуловой.

Разработка творческих заданий заключалась в том,чтобы активизировать желания детей участвовать в занятии на основе музыкальных игр во всех видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствие играли,выполняли музыкальные задания. Развитие музыкальных способностей проходило в естественной форме.

Как отчет о проделанной работе представлялись утренники,праздники и развлечения,в которых дети демонстрировали свои достижения!

Публикации по теме:

Аналитический отчет музыкального руководителя Я, Матвеева Юлия Викторовна, музыкальный руководитель ГБОУ СОШ №1 структурного подразделения д/с "Теремок" п. Суходол. В 1996 году окончила.

Режим дня в детском саду во всех возрастных группах Утверждаю: Заведующий МБДОУ ___ «01» сентября 2014г. Режим дня в детском саду для детей старшей группы Время Режимные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аналитический отчет по самообразованию музыкального руководителя по теме «Развитие музыкальных способностей дошкольников»
Опубликовано: 4 мая 2015 в 07:32
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Аналитический отчет по самообразованию музыкального руководителя по теме «Развитие музыкальных способностей дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Грибкова (УИ 307130) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД