Наталья Хитрова
Социально-личностное развитие дошкольника. Этикет
▼ Скачать + Заказать документы
Как часто, наблюдая за общением взрослого с ребенком, мы слышим фразы: «Так должен вести себя за столом воспитанный ребенок», «Так должен поступать культурный пассажир». Мама и папа, сами того не подозревая, заключают поведение ребенка в рамки той или иной социальной роли : культурного человека за столом, пассажира, покупателя, принимающего подарок, и т. д. «Социальная роль – это система норм и правил поведения, ожидаемого от человека, занимающего в обществе или социальной группе определенное положение»(Р. С. Немов). Овладение социальной ролью является одним из основных компонентов процесса становления социального опыта. Ребенок социализируется и приобретает собственный социальный опыт, занимаясь разнообразной деятельностью, общаясь с людьми, выполняя различные социальные роли, усваивая модели поведения.
Публикация «Социально-личностное развитие дошкольника, Этикет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Малыш – существо социальное с самого рождения. Вначале он имитирует поведение взрослых («пишет» письмо, «разговаривает» по телефону, «читает» книгу, затем принимает на себя какую – либо роль (врач, мама, шофер). На следующем этапе ребенок уже предвидит социальные ожидания окружающих и их реакцию на его действия в избранной роли: опрятного сына, воспитанного пассажира, культурного ребенка за столом и т. д.
Таким образом, механизм взаимодействия с окружающей социальной действительностью заключается в пополнении «своего репертуара» различными ролями. Взрослеть – это определяться в системе социальных ролей.
Одной из первых (ею ребенок овладевает на протяжении длительного времени) является роль культурного человека, принимающего пищу. Правильное исполнение этой роли придает уверенность, помогает не растеряться на торжественном банкете или праздничном приеме, дает возможность творчески применить свои знания и умения в нестандартных ситуациях (турпоход, путешествие на поезде, самолете, дружеская вечеринка, прогулка в лес и др.). Кроме того, человек, умеющий вести себя за столом, выглядит красивым и привлекательным, оставляет приятное впечатление о себе.
Наблюдения показывают: без специальной подготовки воспитателей и помощников воспитателей, без систематичной работы процесс формирования культуры поведения за столом приобретает бытовой характер (учим вести так, как привыкли сами).Поэтому дети не знают, куда деть локти, как обойтись с использованной бумажной салфеткой и сколько раз ее можно брать во время еды, как есть фрукты и ягоды из компота и куда девать косточки, с какой стороны положить вилку, если стол сервируется без ножа, и многое другое.
Поведение человека во время приема пищи регулируется правилами столового этикета, поэтому для успешного овладения детьми роли культурного человека за столом мы организовали обучение этим правилам. Большая часть их возникла из чувства уважения к тем, с кем мы сидим за столом. Что произойдет, если человек возьмет вилку и нож не пальцами, как положено, а зажмет их в кулак и начнет резать лежащее на тарелке мясо? У него поднимутся и разойдутся в стороны локти. В неминуемой опасности окажется щека соседа. А если положить локти на стол? Тогда мы займем ту часть стола, за которой сидит сосед, и ему негде будет расположить как следует свои столовые приборы.
В настоящее время правила столового этикета стали общепринятыми формулами поведения во время приема пищи. Их можно условно разделить на несколько групп.
*Как сидеть за столом (спину держать прямо, локти слегка прижать к туловищу, запястьями коснуться края стола, голову слегка наклонить, ноги поставить вместе, к столу вплотную не придвигаться; за стол нужно садиться в опрятном виде, с чистыми руками).
* Как пользоваться столовыми приборами и принадлежностями (ложку держат в правой руке, поднося ко рту широкой стороной, ближе к зауженному краю, содержимое медленно выливают в рот; вилку можно держать и в правой, и в левой руке: в правой – когда стол сервирован только вилкой, в левой – когда вилкой и ножом; бумажной салфеткой пользуются один раз, при необходимости берут другую, а использованную, вытерев рот, пальцы и слегка скомкав, кладут под край тарелки).
*Что, чем и как есть (суп едят ложкой, сосиску – вилкой и ножом; макароны, омлет, вареники, пельмени – только вилкой; ягоды – десертной ложкой; хлеб не откусываю, а отламывают руками; блины, оладьи, арбуз – вилкой и ножом и др.).
*Как общаться за столом (говорить вполголоса, вежливо обращаться с просьбами («Подайте пожалуйста», «Будьте добры», благодарить, не говорить с полным ртом).
*Как правильно и красиво сервировать стол (учитывать законы сервировки и эстетики).
Этикетное правило, или этикетная формула поведения, состоит из многих действий и включает ряд культурно – гигиенических навыков.
Как известно, дети, особенно дошкольники, не любят правил, которые диктуют им взрослые. Часто они в силу своих психических особенностей с трудом принимают и понимают их.
Любое правило имеет двойственную природу, т. е. одновременно диктует и то, что надо делать, и то, что делать нельзя.
В ряде исследований было показано, что знание правила и даже его понимание далеко не всегда обеспечивает его выполнение. запоминание правила и его словесное воспроизведение также не гарантирует того, что человек будет руководствоваться им в практической деятельности: в своих высказываниях и суждениях ребенок может основываться на заученных правилах и нормах, а в реальной практике все делать вопреки им (С. Г. Якобсон).
Между знанием правила и действием по правилу действительно существует разрыв. В чем причина? По-видимому, в подмене осознания правила его знанием. Чтобы правило стало осознанным, оно должно стать эмоционально привлекательным, личностно значимым мотивом действия ребенка. Однако здесь возникает следующий вопрос: как сделать правило (норму) привлекательным для ребенка?
В педагогической и психологической литературе можно найти несколько продуктивных решений этого вопроса. Одно из них связано с «мотивирующей силой» детского коллектива, т. е. со стремлением ребенка подражать сверстникам (Т. А. Репина); другое – с признанием и поддержкой взрослого, который делает правило личностно значимым для отношений ребенка и взрослого (Н. М. Матюшина); третье основывается на ценности и привлекательности для ребенка отдельных литературных персонажей, которые олицетворяют конкретные формы поведения (С. Г. Якобсон).
Кроме того, говоря об усвоении правил столового этикета, которые включают в себя орудийные действия, необходимо коснуться вопросов развития мелкой моторики и координации частей тела. Уровень их развития имеет важное значение в формировании ручной умелости. К сожалению, и дома, и в детском саду им не всегда уделяется должное внимание. Поэтому развитие мелкой моторики и координации движений частей тела часто не соответствует возрастным нормам. Так, считается, что держание ложки в руке формируется к 3 годам, но дети, поступающие в детский сад с 3 лет, очень часто затрудняются в правильном выполнении такого действия. В связи с этим обучение правилам столового этикета необходимо сочетать с занятиями по развитию мелкой моторики.
Обучение правилам столового этикета способствует более успешному усвоению действий, предполагаемых социальной ролью культурного человека за столом. Чтобы эта роль была содержательной изнутри, необходимо одновременно с обучением правилам этикета проводить работу по нравственному (этическому) воспитанию, которая требует других подходов, содержания и средств.
.