Юлия Королева
Социально-личностное развитие детей 5–6 лет в игровой деятельности при подготовке к школе
▼ Скачать +Заказ
Существуют различные подходы к рассмотрению проблемы готовности детей к обучению в школе.
На современном этапе подготовка к школьному обучению из психолого-педагогической переросла в проблему большой социальной значимости. В связи с этим особое внимание требует решение задачи формирования социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, укрепление и развитие эмоционального положительного отношения ребенка к школе, желание учиться, что, в конечном счете, формирует школьную позицию.
Публикация «Социально-личностное развитие детей 5–6 лет в игровой деятельности при подготовке к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги и психологи высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей, в своевременном развитии их способностей, в т. ч. социальных, а так же пробуждения устойчивого интереса к школе, учению.
По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности дошкольника к предстоящему обучению, является социальная готовность, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям, к положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением. Высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе.
Изучаемая тема является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной педагогики. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы.
Итак, общая готовность предполагает эмоциональное развитие ребенка, моторное и физическое, когнитивное и социально-личностное.
Остановимся на социально-личностной готовности ребенка. Прежде всего рассмотрим критерии оценки социально-личностного развития предложенные нам центром психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС). Они выдвигают ряд требований к социально-личностному развитию наших воспитанников. К числу этих требований относятся:
- особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
- конфликтность;
- преобладание эмоционального фона;
- особенности двигательной среды;
- целенаправленность деятельности;
- темп деятельности;
-работоспособность;
В целях повышения качества работы и создания системного подхода к решению задач социально-личностного развития детей и был разработан данный проект.
В своей работе мы исходим прежде всего из того, что игра на протяжении дошкольного возраста, согласно Д. Б. Эльконину, является ведущим видом деятельности, который способствует развитию характерных именно для данного возраста новообразований. Следовательно, игра может быть использована для формирования таких социально-личностных предпосылок, которые обеспечивают успешное вхождение ребенка в новую для него социальную (учебную) действительность и составляют основу для полноценного развития его учебной деятельности.
Характеристика проекта:
Тип проекта: игровой (развлечение).
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный.
По характеру контактов участников: среди детей одной группы
Цель проекта:
Способствовать обогащению игрового опыта и создание игрового пространства для социально-личностного развития ребенка.
Задачи:
1. Изучить результаты диагностики по формированию социально-личностных качеств дошкольников.
2. Разработать систему игр и упражнений социально-личностного развития детей в рамках проекта.
3. Внедрить игры и упражнения систему комплексного решения задач социально-личностного развития детей в практику работы воспитателей
Ожидаемые результаты:
• Повышение качества социально-личностного воспитания детей.
Описание осуществления основного этапа проекта:
Для решения таких задач как: особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; конфликтность; преобладание эмоционального фона; детям были предложены такие игры и упражнения:
Упражнение «Мы – одна команда»
Цель: развитие воображения, выразительности речи, групповой сплоченности.
Описание:Участники группы делятся на 3 подгруппы, каждая из которых придумывает название своей команде. Затем участники предлагается лист ватмана где они рисуют «Портрет нашей подгруппы». От подгруппы выбирается один или несколько человек, которые представляют групповое творчество.
После представления воспитатель склеивают воедино портреты трех подгрупп, дети придумывают название для картины, составляют рассказ, пишут заголовок и вывешивают на стену.
Игра «Остров»
Цель: групповой сплоченности, снятие напряжения.
Описание: Группе нужно уместиться на «острове» – куске ткани. Причем «вода поднимается» – т. е. размер острова уменьшается. Уменьшать можно почти до бесконечности.
Упражнение «Бесконечное кольцо»
Цель: групповой сплоченности, снятие напряжения.
Описание: Группа встает в круг и берется за руки. В руках у ведущего спортивный обруч. Не разрывая рук все должны пролезть сквозь него и вернуться обратно.
Игра «Доктор айболит»
Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, эмпатии, снятие напряжения.
Описание игры: Воспитатель или ребенок выполняет роль доктора Айболита. Остальные изображают больных.
К доктору подходит к каждому задает вопросы, лечит, жалеет. После того, как доктор Айболит обойдет всех, больной выздоравливает и радуется, что у него ничего больше не болит.
Игра «Семеро козлят и волк»
Цель: умение сказать "нет", умение убеждать, умение распознать обман и внимание к невербальным отношениям.
Описание: Участники разбирают бумажки, с рисунками "волк"1шт., "козлята"7шт., остальные встают в круг. "Коза" идет в свой дом (круг, а "волк" и "козлята" (не показывая своих бумажек) по очереди пытаются их убедить, что они "козлятки" и, что им надо открыть дверь. "Коза" решают пускать или нет. Если пустили "волка" то он забирает "козу" и игра останавливается.
Игра «Клубок»
Цель: Осознавание общности проблем и возможности взаимоподдержки. Ведущему следует задать тон серьезного разговора. Упражнение эмоциональное, могут возникнуть глубокие переживания
Описание: Каждый из участников держа в руках клубок говорит о том, как его коснулась лично обсуждаемая проблема. Затем наматывает на палец нитку и отдает клубок следующему, кто хочет говорить. Готовую "паутинку" можно распутать, а можно скомкать.
Игра «Молчок»
Задачи: развивать у детей адекватную самооценку, корректировать поведение.
Новичок
В детский сад пришел Молчок —
Очень робкий новичок.
Он сначала был несмел,
С нами песенок не пел.
А потом, глядим, привык:
Словно зайка — скок да прыг.
До чего же осмелел:
Даже песенку запел.
А. Бродский
Педагог обсуждает с детьми данное стихотворение. Далее выбирают Молчка: он сначала робко сидит на стуле, затем, согласно тексту, преображается в смелого: прыгает, потом поет какую-нибудь знакомую песенку.
На развитие целенаправленности деятельности можно использовать такие упражнения как: «Перебери фасоль», «Пересыпь песок», «Смотай клубок»
Хотелось бы так же обратить внимание на такие критерии социально-личностной готовности как : работоспособность, особенности двигательной сферы.
Работоспособность, особенности двигательной сферы
Большое влияние оказывает активный двигательный режим на устойчивость умственной работоспособности школьников и дошкольников в течение учебного года. Объем двигательной деятельности должен соответствовать потребностям детского организма; это помогает сохранить работоспособность к концу уроков в школе и занятий в детском саду.
Кратковременные физкультминутки в процессе занятия, а также в процессе труда способствуют поддержанию активного внимания и повышают производительность труда.
Прогулка после занятий является хорошим средством для восстановления умственной работоспособности.
Организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Кроме того, имеется прямая взаимосвязь, как указывают специалисты, между двигательным ритмом и умственной работоспособностью ребенка. Вредна, отмечают они, как недостаточная, так и излишняя двигательная активность. При организации двигательного режима должна быть учтена степень моторности каждого ребенка возрастной группы
1. «Цапля». Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступню к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре "Лягушки и цапли".
Игра "Цапля" тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.
2. «Воздушный шарик». Дети рассредоточиваются по площадке. Одному из них дается воздушный шарик. Нужно передавать шарик друг другу, но при этом не двигаться с места, не отрывать ступни ног от земли, пола. Тот, кто сдвинулся с места, выбывает из игры. Кто избегает игры (не ловит шарик) - выбывает из игры. Игра начинается по сигналу воспитателя.
Игра способствует развитию статического равновесия.
Правильно поставленное физическое воспитание – основа здоровой жизни, успехов в любой области общественной деятельности.
Заключение:
Реализация предложенного проекта по социально-личностному развитию детей старшей группы позволила:
• Повысить качество социально-личностного воспитания детей;
• Создать у детей целостное и системное представление о социально-приемлемых формах поведения и моральных нормах, принятых в обществе.
• Развить и целенаправленность использования способностей и практических умений детей.
• Создать игровую систему работы педагогов с детьми в совместной деятельности по реализации к выполнению задач по социально-личностному воспитанию детей.
Школьная жизнь включает в себя участие ребенка в различных сообществах, вступление в разнообразные контакты, связи и отношения и поддерживание их. Прежде всего, это сообщество класса. Ребенок должен быть готов к тому, что не сможет больше следовать только своим желаниям и импульсам, независимо от того, мешает ли он своим поведением другим детям или учителю. От отношений в классном сообществе во многом зависит, насколько ребенок сможет успешно воспринимать и перерабатывать учебный опыт, т. е. извлекать из него пользу для своего развития.