Ирина Николаева
Консультация «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Коллективный характер театральных игр позволяет расширить и обогатить опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что важно для их социального развития, у них проявляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что кроме психотерапевтического эффекта составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность к школе.
Публикация «Консультация „Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
На протяжении двадцати лет работаю в детском саду компенсирующего вида. Все дети группы с особыми образовательными потребностями, и им нужно специальное психолого-педагогическое сопровождение, направленное на преодоление или ослабление недостатков в развитии и формирование социально-личностной компетентности, то есть способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.
Дети в моей группе разные по характеру и уровню развития : одни – активные, любознательные, непосредственные и доверчивые, другие – робкие и стеснительные. Они могут легко включаться в совместную практическую деятельность, эмоционально реагировать на все новое, интересное, но могут быть и замкнутыми, неуверенными в себе, тревожными, не способными эффективно и адекватно решать различные проблемные ситуации, с которыми сталкиваются.
Размышляя над этими вопросами, изучив методическую литературу, интернет-ресурсы, опыт передовых педагогов, я пришла к выводу: чтобы обогатить опыт детей, сделать их жизнь интересной и содержательной, наполнить яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, общением, надо воспитательно-образовательный процесс наполнить опытом взаимодействия в процессе театрализованной деятельности, в которой дети приобретут один из наиболее значимых навыков, необходимых для нормального развития, - навыков сотрудничества.
Сотрудничество – это совместная деятельность нескольких участников ради достижения одной конечной цели, к которой каждый стремится наиболее удобным для себя способом, считаясь с интересами партнеров.
Хочу поделиться опытом по формированию социально- личностной компетентности у дошкольников в группе компенсирующей направленности средствами театрализованной деятельности.
Социальная компетентность - интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к саморазвитию, самообучению, а с другой - осознавать себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из общих целей, на основе ценностей как общечеловеческих, так и того сообщества, в котором ребенок развивается.
Центральным связующим звеном всей жизни детей и взрослых нашей группы является работа над спектаклем, которая реализуется в течение трех месяцев и проходит в несколько этапов:
- анализ содержания произведения;
- распределение ролей;
- игровые упражнения и этюды;
- постановочная работа над целостным спектаклем.
Вся подготовка осуществляется как единый педагогический процесс в разных режимных моментах в течении дня, и различных видах детской активности, наполняя общим смыслом и содержанием занятия и прогулки, игры и продуктивную деятельность.
На занятиях по художественной литературе дети знакомятся с произведением, со средствами художественной выразительности, составляют моделей сказок, овладевают символизацией, как способом передачи своего отношения к персонажам и событиям.
На музыкальных занятиях разучиваем такие упражнения и этюды, которые помогают слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его в мимике и жестах. Предлагаю послушать музыку и не даю словесных указаний, дети сами выбирают способы действий.
На физкультурных занятиях и гимнастиках практикую тематические этюды на развитие выразительности движений. Вот здесь и проявляются способности и фантазия дошкольников.
В процессе изобразительной деятельности – дети знакомятся с иллюстрациями к сказкам, рисуют сюжеты, иногда полностью меняя свой творческий замысел, дополняют рисунки новыми персонажами, лепят героев из пластилина и теста, что позволяет обыграть сюжет, используя фигурки-самоделки, как настольный театр. Это даёт детям возможность самостоятельно планировать игру-драматизацию, выстраивать свои мизансцены. Обозначая персонажей заместителями, ребёнок учится определять игровое пространство, объединять своих героев в единый сюжет.
Целенаправленно подбираю дидактические и развивающие игры, соотнося их с сюжетом постановочной сказки. Например, при подготовке спектакля «Гуси-лебеди» использовала такие игры: «Составь предложение», «Найди различия», «Собери картинку», «Придумай слово», а также разучиваю с детьми скороговорки, чистоговорки, упражнения на развитие тембра и интонации голоса, многие из которых придумываю сама.
Дети дошкольного возраста ещё не в состоянии оценить свои возможности, и каждый готов к исполнению главной роли. Поэтому над созданием сказочного образа работает вся группа. Каждый ребёнок вносит своё видение. Иногда дети замечают новые черты характера своих героев. При постановке сказки «Красная шапочка» у нас получилось несколько характерных образов волка, поэтому в разных сценах одного спектакля эту роль последовательно исполнили два мальчика, так как подсказало им воображение и сценический опыт. Чтобы театр не стал детям в тягость, чтобы они не устали от репетиций, я ставлю главной целью не конечный результат, т. е. сам спектакль, а стараюсь, чтобы важным стал процесс творческой самореализации каждого ребенка.
В нашей группе сложилась традиция, в рамках самостоятельной художественной деятельности ежемесячно организуем тематический день «Театральная пятница», когда воспитатели и дети обсуждают ход подготовки к спектаклю и планируют дальнейшую деятельность.
Постоянно стремлюсь к тому, чтобы родители моих воспитанников были равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Однако в семьях, где воспитается дети с ОВЗ, родительско-детские взаимоотношения складываются не всегда благоприятно, что побудило меня активно использовать родительский ресурс в подготовке и организации спектаклей. Вначале они были просто зрителями, но постепенно заинтересовались и влились в наш театральный коллектив. Например, роль бабушки в сказке «Красная шапочка» была исполнена мамой Вани. Это вызвало у детей особый восторг, ведь намного легче преодолевать сценическое волнение, когда рядом мама.
Педагогическая диагностика социально-коммуникативной компетентности показала, что количество детей со средним уровнем сформированности социальных навыков за год выросло на 30 %. Наши воспитанники стали активнее вступать в общение с достаточно широким кругом взрослых и детей, разговаривать доброжелательным тоном, научились понимать других и в соответствии с этим строить свое поведение, постепенно овладевают этически ценными образцами общения.
Дети лучше запоминают диалоги в стихотворной форме. Отбирая литературный материал для детских спектаклей и инсценировок, столкнулась с тем, что наиболее популярные сказки имеют повествовательную форму. Возникла идея создавать сценарий в стихах. Так появилось авторский сборник «Сценарии детских спектаклей в стихах», в который вошли сказки «Красная шапочка», «Под грибом», «Кто сказал «Мяу!».
В наше группе оформлен театральный уголок, что позволяет детям в повседневной жизни применять умения и навыки, полученные в процессе театрализованной деятельности. Здесь собраны разные виды театров, атрибуты, выполненные руками детей и родителей, оборудована гримерная, костюмерная, имеется ширма, материалы уголка постоянно меняются и обновляются.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Дети с удовольствием разыгрывают спектакли в группе, выступают для родителей и малышей. Особенно ценно общение, которое возникает в процессе совместной подготовки к спектаклям, дошкольники обмениваются информацией, учатся координировать функции, стремятся к взаимопониманию, сотрудничеству как со взрослыми, так и со сверстниками. Сложившаяся система работы в нашей группе позволяет раскрывать творческий и духовный потенциал каждого ребенка и дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде.