Воронова С А
Особые образовательные потребности обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Особые образовательные потребности обучающихся
с интеллектуальными нарушениями в умеренной, тяжелой, глубокой степени, с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Особенности и своеобразие психофизического развития детей с нарушениями интеллекта в умеренной, тяжелой, глубокой степени, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Интеллектуальные нарушения обучающихся данной категории, как правило, осложнены расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими и психическими заболеваниями. Различное сочетание нарушений обуславливает особенности развития детей и вызывает необходимость учитывать их особые потребности
Публикация «Особые образовательные потребности обучающихся с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
в процессе образования. Анализ наиболее характерных особенностей обучающихся, с точки зрения их потребности в специальных условиях, позволяет выделить три типологические группы, каждая из которых включает детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.
1 группа. Часть детей, отнесенных к категории обучающихся с ТМНР, имеет
тяжёлые нарушения неврологического генеза – сложные формы ДЦП (спастический тетрапарез, гиперкинез и т. д., вследствие которых они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др. Большинство детей этой группы не может самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи. Вместе с тем, интеллектуальное развитие таких детей может быть различно по степени тяжести интеллектуальных нарушений и колеблется (от умеренной степени до глубокой). Дети с интеллектуальным нарушением в умеренной степени проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Такие обучающиеся обычно проявляют интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей речи и/или средствам альтернативной (дополнительной) коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет овладевать основами счета, письма, чтения и др. Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой деятельности. Дети первой группы с более выраженными нарушениями интеллекта не всегда проявляют интерес к взаимодействию и коммуникации, имеют трудности в понимании обращенной речи. Для них приоритетной потребностью является подбор средств альтернативной коммуникации, определение диапазона сенсорного, двигательного развития, формирование предметно-практических действий.
2 группа. Особенности развития обучающихся второй группы обусловлены
выраженными нарушениями поведения (часто вследствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, полевом, нередко агрессивном поведении, стереотипиях, нарушениях коммуникации и социального взаимодействия. Нередко аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. Дети данной группы часто не проявляют интереса к деятельности окружающих, они не реагируют на попытки учителя (родителя) организовать их взаимодействие со сверстниками; они редко откликаются на просьбы, обращения; в случаях, когда сталкиваются с запретом, могут проявить агрессию или самоагрессию, бросать игрушки, предметы, совершить другие деструктивные действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для ребенка обстановки, в присутствии рядом незнакомых людей, в шумных местах и др.
Особенности физического и эмоционально-волевого развития детей с проблемным поведением затрудняют их обучение в условиях группы, поэтому при поступлении в образовательную организацию на начальном этапе важно предусмотреть адаптационный период. В такой период необходимо организовать индивидуальное сопровождение ребёнка специалистами, которые обеспечат его поэтапное введение в группу сверстников и, возможно, индивидуальный график посещения образовательной организации с постепенным увеличением времени пребывания по мере адаптации ребёнка в группе.
3 группа. У третьей группы детей отсутствуют выраженные нарушения опорно-двигательных функций, они передвигаются самостоятельно. Двигательная недостаточность проявляется в замедленности темпа, нарушении координации движений. У части детей также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими и другие черты, сходные с детьми, описанными выше, но они менее выражены и не так часто проявляются, как у детей второй группы.
Интеллектуальное недоразвитие проявляется, преимущественно, в умеренной степени, иногда в тяжелой степени. Большая часть детей данной группы владеет элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. У некоторых – речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации.
Другая часть детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций, препятствуют выполнению действия как целого.
Описанные индивидуально-типологические особенности детей учитывают
клинические аспекты онтогенеза, но не отражают общепринятую диагностику ОВЗ в части умственной отсталости (см. МКБ-10). Учет типологических особенностей с позиции специальной психологии и педагогики позволяет решать задачи организации условий обучения и воспитания детей в образовательной организации, имея в виду достаточное
количество персонала и специалистов для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, включая потребность в физическом сопровождении, выбор необходимых технических средств индивидуальной помощи и обучения, планирование форм организации учебного процесса.
Описание групп обучающихся строится на анализе психолого-педагогических данных, но не предполагает разделение детей в образовательной организации на группы по представленным выше характеристикам. Состав обучающихся в группе должен быть смешанным, включающим представителей разных типологических групп. Смешанное комплектование групп (классов) создает условия, где дети учатся подражать и помогать друг другу, при этом важно рациональное распределение учебных, воспитательных, сопровождающих функций персонала.
Под особыми образовательными потребностями детей с интеллектуальными
нарушениями в умеренной, тяжелой, глубокой степени, с ТМНР следует понимать комплекс специфических потребностей, возникающих вследствие нарушений интеллектуального и психофизического развития, включая сложные (сочетанные) формы.
Учет особых образовательных потребностей определяет необходимость создания специальных условий, в качестве которых рассматривается использование специальных индивидуальных программ развития (СИПР, адекватных методов и организационных форм обучения и воспитания, а также оборудования, материалов и других средств, способствующих развитию личности обучающихся, формированию у них компетенций
для решения насущных жизненных задач. Создание условий, отвечающих особым образовательным потребностям обучающегося, поможет специалистам в работе с ребёнком достичь ожидаемых результатов, предусмотренных образовательной программой.
Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с
умственной отсталостью, с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненных компетенций в условиях образовательной организации и в семье.