Гавриш Марина Алексеевна
Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с тяжелыми нарушениями речевого развития, к таким нарушениям в частности относится ОНР. В тоже время одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи, т. к. для успешного усвоения знаний и развития логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности необходим достаточный уровень сформированности связной речи.
Публикация «Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня» размещена в разделах
Данный факт обуславливает актуальность проблемы выявления особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Вопросы изучения связной речи рассматриваются в разных аспектах: психологическом (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, психолингвистическом (Т. В. Ахутина, А. А. Леонтьев и др.) и логопедическом (В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, А. В. Ястребова и др.)[1,2].
По мнению А. В. Текучева под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. Связная речь включает в себя две формы речи : монологическую и диалогическую. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» [4].
При общем недоразвитии речи, которое понимается Р. Е. Левиной, как сложное речевое расстройство при сохранном интеллекте и иннервации речевого аппарата, нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Следовательно, у данной категории детей в той или иной степени наблюдаются нарушения и связной речи.
Исследованию особенностей связной речи у детей с ОНР посвящены работы В. П. Глухова, Л. Н. Ефименковой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой. Исследователями отмечается, что трудности овладения связной речью у детей с общим недоразвитием речи является одним из ярких показателей данного речевого нарушения [4,5].
Специально проведенными исследованиями установлено, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической, речи.
Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений.
При изучении связной речи выявляются трудности в овладении основными ее видами: пересказом, составлением рассказов с опорой на картину, составление предложения по трем картинкам (связанным тематически, пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа) т. д. В своих самостоятельных рассказах дети нередко лишь перечисляют изображенные предметы и действия, останавливаются на второстепенных деталях – упуская главное в содержании. При пересказе возникают затруднения в воспроизведении логической последовательности действий [6].
На фоне правильных предложений можно встретить и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении.
При рассмотрении особенностей связной речи необходимо обратить внимание на состояние лексико-грамматической стороны у изучаемой категории детей.
Среди многочисленных вербальных парафазий у детей с общим недоразвитием речи III уровня наиболее распространенными являются замены слов: замен существительных; замены названий профессий; названием действий; замены прилагательных; замены глаголов (использованию глаголов более общего, недифференцированного значения).
Наблюдаются замены слов на основе других семантических признаков: смешения слов на основе сходства по признаку функционального назначения; замены слов, обозначающих предметы, внешне сходные; смешения слов, обозначающих часть и целое; замена обобщающих понятий словами конкретного значения; использование словосочетаний в процессе поиска слова; замены слов, обозначающих действия или предметы, словами-существительными.
Наблюдаются ошибки при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
В работах многих исследователей (Н. С. Жукова, В. А. Ковшиков, Л. Ф. Спирова, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др.) выделяются наиболее специфические ошибки грамматического оформления речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня : согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; неправильное согласование числительных с существительными; ошибки в использовании предлогов – пропуски, замены, недоговаривание; ошибки в употреблении падежных форм множественного числа [5].
Эти ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.
В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других – проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с ОНР III уровня используют слово лишь в определенной ситуации, слово не вводится в контекст, при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит еще ситуативный характер.
Данный факт обуславливает актуальность проблемы выявления особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Вопросы изучения связной речи рассматриваются в разных аспектах: психологическом (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, психолингвистическом (Т. В. Ахутина, А. А. Леонтьев и др.) и логопедическом (В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, А. В. Ястребова и др.)[1,2].
По мнению А. В. Текучева под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. Связная речь включает в себя две формы речи : монологическую и диалогическую. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» [4].
При общем недоразвитии речи, которое понимается Р. Е. Левиной, как сложное речевое расстройство при сохранном интеллекте и иннервации речевого аппарата, нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Следовательно, у данной категории детей в той или иной степени наблюдаются нарушения и связной речи.
Исследованию особенностей связной речи у детей с ОНР посвящены работы В. П. Глухова, Л. Н. Ефименковой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой. Исследователями отмечается, что трудности овладения связной речью у детей с общим недоразвитием речи является одним из ярких показателей данного речевого нарушения [4,5].
Специально проведенными исследованиями установлено, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической, речи.
Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений.
При изучении связной речи выявляются трудности в овладении основными ее видами: пересказом, составлением рассказов с опорой на картину, составление предложения по трем картинкам (связанным тематически, пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа) т. д. В своих самостоятельных рассказах дети нередко лишь перечисляют изображенные предметы и действия, останавливаются на второстепенных деталях – упуская главное в содержании. При пересказе возникают затруднения в воспроизведении логической последовательности действий [6].
На фоне правильных предложений можно встретить и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении.
При рассмотрении особенностей связной речи необходимо обратить внимание на состояние лексико-грамматической стороны у изучаемой категории детей.
Среди многочисленных вербальных парафазий у детей с общим недоразвитием речи III уровня наиболее распространенными являются замены слов: замен существительных; замены названий профессий; названием действий; замены прилагательных; замены глаголов (использованию глаголов более общего, недифференцированного значения).
Наблюдаются замены слов на основе других семантических признаков: смешения слов на основе сходства по признаку функционального назначения; замены слов, обозначающих предметы, внешне сходные; смешения слов, обозначающих часть и целое; замена обобщающих понятий словами конкретного значения; использование словосочетаний в процессе поиска слова; замены слов, обозначающих действия или предметы, словами-существительными.
Наблюдаются ошибки при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
В работах многих исследователей (Н. С. Жукова, В. А. Ковшиков, Л. Ф. Спирова, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др.) выделяются наиболее специфические ошибки грамматического оформления речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня : согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; неправильное согласование числительных с существительными; ошибки в использовании предлогов – пропуски, замены, недоговаривание; ошибки в употреблении падежных форм множественного числа [5].
Эти ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.
В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других – проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с ОНР III уровня используют слово лишь в определенной ситуации, слово не вводится в контекст, при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит еще ситуативный характер.
В. П. Глухов отмечает, что третий уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, так же отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи [3].
В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР III уровня приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий, т. к. известно, что у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста наблюдаются значительные трудности в овладении навыками описательно-повествовательной речи.
Таким образом, для детей с общим недоразвитием речи III уровня характерны следующие особенности связной речи : фонетико-фонематические недостатки, трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, нарушение связности, лексико-грамматические недостатки, нарушение последовательности изложения, низкий уровень используемой фразовой речи, смысловые пропуски.
Список литературы:[/i
1. Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т. В. Ахутина. — М. : Изд-во АПН РСФСР 1989.-с. 158-206.
2. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1956.-с. 125-176.
3. Глухов, В. П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. [Текст] /В. П. Глухов. – М. : Просвещение, 1987. – 112 c.
4. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1984. – с. 35-85.
5. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : Просвещение, 1998. – с. 29-98.
6. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / А. Р. Лурия; под ред. Е. Д. Хомской. – М. : Просвещение, 2001. – с. 12-67.