Елена Аникина
Особенности развития зрительно-моторной координации у дошкольников с ОНР
Консультация для воспитателей Особенности развития зрительно – моторной координации
у дошкольников с ОНР.
Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка. Развитие зрительно – моторной координации и мелкой моторики руки является одним из аспектов полноценного развития личности ребёнка. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития зрительно – моторной координации и мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию зрительно – моторной координации и мелкой моторики руки должна начинаться задолго до поступления в школу. Исключительную значимость для подготовки ребёнка к школе имеет развитие и своевременное формирование зрительно-моторной координации и мелкой моторики руки. Их тесная взаимосвязь со становлением познавательной деятельности и развитием специфических школьных навыков и умений, неоднократно были предметом обсуждения в научно – теоретических и прикладных исследованиях Б. Г. Ананьева, А. Р. Лурия, А. А. Люблинской.
Публикация «Особенности развития зрительно-моторной координации у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
Несмотря на большой прогресс в развитии зрительно-моторной координации и мелкой моторики руки, который наблюдается у детей на протяжении всего дошкольного возраста, установлено недостаточное развитие этих функций. Эта недостаточность развития объясняет : 47% трудностей, испытываемых младшими школьниками при усвоении учебного материала по математике, 24% трудностей при усвоении материала по русскому языку и формированию навыка письма, 16% трудностей при обучении чтению.
Так, учителя начальной школы отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыка письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение не только тонких координированных движений руки, но и хорошо развитого зрительного восприятия, т. е. чёткой работы руки и глаза. Ребёнку в процессе обучения часто приходиться смотреть на предмет, например, на доску и списывать или срисовывать то, что он в данный момент разглядывает. Именно поэтому так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы вроде бы слышат информацию, которую даёт им глаз. О сложности для детей такой координации говорит тот факт, что многим из них рисовать по памяти легче, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаз и руки.
Существуют объективные причины, из-за которых у многих современных первоклассников возникают существенные трудности при списывании с доски, из книг, прописей и других пособий, не вырабатывается каллиграфический почерк. Среди этих причин можно выделить наиболее распространённые, отражающие общие условия развития воспитания современных детей. Прежде всего, это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития. По данным медиков, только 20-25% поступающих детей в школу можно отнести к группе полностью здоровых детей. Всё чаще в анамнезе современных будущих первоклассников встречаются указания на неблагополучные перинатальные факторы. Из-за особенностей состояния нервной системы у таких детей труднее вырабатываются и закрепляются двигательные навыки. Всё это в целом осложняет полноценное развитие зрительно – моторной координации у детей. Наряду с физиологической недостаточностью отставания в развитии зрительно-моторной координации объясняются и рядом социальных факторов. В частности, «домашние дети», не посещающие до школы детский сад, иногда имеют катастрофически низкий уровень сформированности зрительно-моторной координации, поскольку родители не уделяли этому аспекту развития должного внимания.
Ребёнок может в целом развиваться нормально : хорошо говорить, знать много стихов, легко решать логические задачи, петь, танцевать, изучать иностранные языки. Отсутствие зрительно-моторной координации может никак не проявляется в его дошкольной жизни. Только в первом классе может выясниться, что при всём старании оказывается не в состоянии воспроизвести буквы, изображённые в прописях. При списывании или срисовывании с доски или из учебников у него часто получается нечто очень далёкое от исходных образцов. Сравнивая, проверяя свою работу, ребёнок не замечает даже грубые различия. Взрослые, естественно, не могут понять, как можно видеть одно, а написать совсем другое. Такие дети много допускают ошибок при списывании:
• пропускают, перестанавливают, заменяют буквы;
• допускают написание «лишних» букв, слогов, цифр, знаков, перескакивают с одной строчки на другую строчку;
• используют «зеркальное письмо», не видят их, проверяя свою работу.
Ребёнок, к сожалению, пишет неграмотно, и именно такое письмо
автоматизируется и закрепляется. Избавиться в дальнейшем от неграмотных автоматизмов бывает исключительно трудно.
Успешное выполнение работ по визуальным образцам возможно только при наличии координации зрительного анализатора с двигательными реакциями, моторикой пальцев ведущей руки.
Зрительно – моторная координация – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти) и глаза.
Этапы формирования зрительно – моторной координации :
1 - 1,5 года
Малыш крепко зажимает карандаш в ладони, это очень ограничивает движения. В этом возрасте он не пытается ещё изобразить что-то определённое, просто получает радость от самого процесса;
2 - 3 года
Ребёнок, как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения ещё спонтанные, почти не ограничиваются. Примерно с трёх лет линии становятся более определёнными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но ещё плохо выполняются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках уже много: человек, солнышко, колёса и т. п.
3 - 4 года
Ребёнок уже умеет держать карандаш и довольно свободно
манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется координация
движений и зрительно-пространственное восприятие, и это позволяет
детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур,
ограничивать протяжённость линий и рисовать их относительно
параллельными.
5 лет.
Хорошо выполняются горизонтальные и вертикальные штрихи.
Ребёнок уже способен ограничивать длину штриха, линии становятся более
ровными, чёткими и этому помогает правильный способ держания ручки.
Рисунки пятилетних детей показывают их способность выполнять
вертикальные, горизонтальные и циклические движения. Они пытаются
писать буквы.
6 лет.
Дети хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более чёткими и ровными, овалы завершёнными. Фактически детям в этом возрасте доступны любые графические движения, любые штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память, пространственное восприятие, создавая основу для успешного обучения письму.
Если ребёнок много и с удовольствием строит и конструирует по чертежам, выкладывает мозаичные узоры или панно в соответствии с образцами, срисовывает изображение различных предметов или целые картины, то у него постепенно совершенствуется зрительно-моторная координация, формируется умение точно воспроизводить графические образцы. Если в своей дошкольной деятельности ему редко приходится графически копировать какие-либо изображения, то связи между затылочными зрительными зонами и передними двигательными отделами коры головного мозга не формируются. Даже у детей, которые много рисуют, но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и руки может быть очень слабой (рисование, в этом случае осуществляется преимущественно как мануальный навык).
Зрительно-моторную координацию необходимо развивать и осваивать, так как она помогает ребёнку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы и тем самым позволяет ему лучше познать мир, в котором он живёт.
Навыки зрительно-моторной координации помогают ребёнку самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через творчество – игру, пластику; способствуют повышению самооценки ребёнка, облегчают участие в играх, дают возможность приобрести социальный опыт.
Связи между зрительным анализом и движениями руки не существует с рождения, они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Они начинают складываться, когда ребёнку приходиться выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в её двигательно-графический аналог. Только тогда, когда такая деятельность становится систематической, возможно качественное развитие зрительно-моторной координации.
В связи со всем выше указанным можно сделать определённый вывод о важности проведения специально организованных занятий по развитию и коррекции зрительно-моторной координации. Данные занятия могут проводиться как самостоятельное занятие или являться частью развивающего занятия, проводимого педагогом-психологом. Задачи занятия сформулированы в виде тематического планирования. Этот цикл по развитию и коррекции зрительно-моторной координации включает в себя 30 занятий, которые построены с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Одно занятие имеет логическое продолжение в следующем. Длительность занятий от 20 мин. до 30мин. Структура всех занятий одинакова. Каждое занятие состоит из нескольких частей.
В первой части занятия детям предлагаются упражнения мозговой гимнастики, разработанные Н. П. Локаловой. Эти упражнения помогают улучшить зрительно-моторные координации, активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания, способствуют развитию мыслительной деятельности в целом. А в результате активизируется работа обоих полушарий коры головного мозга, осуществляется подготовка к усвоению знаний.
Во второй части занятия дети знакомятся со «зрительными диктантами», которые состоят из геометрических фигур разного цвета, которые располагаются в определённом порядке. Поскольку дети 5-7 лет могут одномоментно воспринимать более трёх предметов, работу со «зрительным диктантом» лучше начинать с четырёх предметов. Детям предъявляется «зрительный диктант». После внимательного рассмотрения организуется обсуждение, с целью выявления из чего состоит «зрительный диктант», а именно: форма, цвет и количество геометрических фигур. После детального рассмотрения детям предлагается выполнить точно такой же «зрительный диктант» используя раздаточный дидактический материал. После чего, дети сравнивают образец с тем, что получилось у них. Пытаются самостоятельно находить и анализировать свои ошибки.
В результате работы со «зрительными диктантами» дети овладевают понятиями: верхний, нижний, левый, правый углы, середина листа. У детей формируется умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, т. е. правильно находить направление движения руки. Всё это способствует развитию восприятия, внимания, зрительной памяти, умственному развитию ребёнка в целом и оказывает влияние на овладение навыком письма.
В третьей части занятия детям предлагаются творческие задания, направленные на реализацию полученных навыков в течение всего занятия. Например, закончить узор в заданном направлении слева – направо или сверху – вниз или придумать узор. Например, Упражнение «Придумай коврик», «Укрась платье куклы» и т. д.
Структура занятия
по развитию и коррекции зрительно-моторной координации
1-ая часть. Разминка.
Использование упражнений мозговой гимнастики и графических
лабиринтов.
Цель: Активизация работы коры головного мозга, развитие
Произвольности.
2-ая часть. Работа со «зрительными диктантами».
Цель: Развитие умения ориентироваться в пространстве и на листе
бумаги. Понимание простых пространственных понятий.
3- я часть. Упражнения, направленные на умение переводить образец в
графический аналог.
Цель: Закрепление пространственных понятий: справа, слева, сверху,
вниз, посередине.
Таким образом, опираясь на личный многолетний опыт работы по развитию зрительно – моторной координации и развитию мелкой моторики руки, можно сделать вывод о важности данного направления работы с детьми. Дети, в процессе специально организованных занятий:
• приобретают навыки ориентировке в пространстве и на листе бумаги;
• Овладевают понятиями (слева, справа, вверху, внизу, слева – направо);
• Осуществляется развитие психических процессов: внимания, памяти, наглядно – образного и логического мышления;
• Осуществляется подготовка к усвоению знаний и формирование навыка письма.