Валентина Савушкина
Особенности развития моторной сферы дошкольников, имеющих дизартрические проявления
▼ Скачать + Заказать документы
В логопедической практике нередко встречаются дизартрические проявления – сложное речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики и мелодико-интонационной стороны речи.
Для дизартрических проявлений характерно наличие симптомов микроорганического поражения центральной нервной системы: недостаточная иннервация органов речи – головного, артикуляционного и дыхательного отделов; нарушение мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры. Общемоторная сфера детей с дизартрическими проявлениями характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Проявления общей моторной недостаточности у детей с дизартическими проявлениями качественно неоднородны. У одних детей наблюдается двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений, иногда с ограничением объема движений одной половины тела. У других – явления двигательной гиперактивности, беспокойства, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов.
Публикация «Особенности развития моторной сферы дошкольников, имеющих дизартрические проявления» размещена в разделах
Наиболее ярко недостаточность общей моторики у таких дошкольников проявляются при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений.
Все эти симптомы проявляются в не резко выраженной форме. Дети испытывают трудности при одевании, обувании, хуже сверстников бегают, прыгают, рисуют. Дети с дизартрическими проявлениями поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении пальчиковой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движения по подражанию, например, «замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы.
Большинство детей с дизартирическими проявлениями справляются с заданиями, направленными на выполнение одновременно организованных движений. При их выполнении дети допускают многократные ошибки, сжимая одновременно обе руки в кулаках или расправляя их. Выполнение заданий при этом характеризуется дополнительной работой предплечья. У многих детей наблюдается разновременное выполнение движений.
Практика показывает, что у дошкольников с дизартическими проявлениями задерживается развитие готовности руки к письму, так как дети долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляции должны быстро менять своё положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано. У детей с дизартрическими проявлениями нарушена, как статика, так и динамика артикуляторных движений. Основное нарушение связано с поражением подъязычных нервов, которое проявляется в виде некоторого органического движения языка в сторону. Повторные движения языка вверх, вперед и в стороны вызывают быстрое утомление, выражающееся в замедлении темпа движений, а иногда в легком посинении кончика языка. При переключении речевых движений переход от одного состояния другому осуществляется толчкообразно, с нарушением воспроизведения двигательного ряда.
У детей с дизартрическими проявлениями выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате. Лицо гипомимично, мышцы лица вялые, позу закрытого рта многие дети не выдерживают, т. к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры. Во время речи углы губ опущены, остаются вялыми и необходимой лабилизации звуков не производиться, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык тонкий, находится на дне полости рта, вялый кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках мышечная слабость увеличивается.
Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем : лицо амимично, мышцы напряженные. Губы у такого ребенка находятся постоянно в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается такая симптоматика, не умеют выполнять артикуляционные упражнения «трубочка», т. е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастической симптоматике чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.
Гиперкинезы при дизартрических проявлениях проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, подержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может хранить состояние покоя, проявляется дрожание и легкое посинение кончика языка, а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в поперечном или продольном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.
При дизартрических проявлениях в артикуляционном аппарате детей проявляется невозможность выполнения определенных действий при переключении от одного движения к другому. У других детей часто наблюдается явление, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу. Девиация, т. е. отклонение языка от серединной линии, проявляются также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носовой складки.
Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдает произносительная сторона речи и просодика.
Таким образом, уровень развития речи детей, имеющих дизартрические проявления, находится в прямой зависимости от степени сформированности моторной сферы. Поэтому развитие моторных функций является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Литература
1. Логопедия: учебник для вузов/ под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ГИЦ ВЛАДОС, 2002.
2. М. А. Поваляева Справочник логопеда – 9-е издание – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.