Засименко Лилия Григорьевна
Консультация для музыкальных руководителей «Особенности развития детского голоса»
▼ Скачать + Заказать документы
Всем давно известно, если у ребенка что-либо не получалось, он обычно теряет интерес к делу и старается его избегать. Если это пение, то оно вызывает у ребенка отрицательную эмоцию на певческую деятельность, а, следовательно, складывается и соответствующее отношение к обучению и нередко в целом к музыкальным занятиям.
Публикация «Консультация для музыкальных руководителей „Особенности развития детского голоса“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
И вдруг у него так легко получилось! Открытие у себя способности правильно исполнят мелодию со всеми полностью меняет его отношение к занятию. Из практического опыта (Г. П. Стуловой) замечено, что работа по налаживанию координации между слухом и голосом у детей идет быстро лишь до определенного возраста, примерно до 6-7 лет, чем моложе ребенок, тем легче он перестраивается. Поэтому музыкальный руководитель, воспитатели детских садов должны уделять должное внимание развитию вокально- хоровых навыков своих воспитанников.
Воспитание вокально-хоровых навыков требует от музыкального руководителя постоянного внимания, а значит, интереса и трудолюбия. Большинство специалистов различными путями приходят к одной простой истине: детский голос, обладающий своеобразием тембров, находится в постоянном развитии и изменении в зависимости от роста организма ребенка.
Пение в детском саду не только не вредно, но и полезно. Пение
способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Детскому голосу противопоказано громкое пение. Петь следует с предельной осторожностью.
Некоторые ребята ошибочно полагают, что, чем громче они поют, тем лучше. Это не совсем так, даже если оставить в стороне выразительность пения. Песня должна исполняться в точном соответствии с указаниями композитора: где-то громче, где-то тише. Все это зависит от смысла, от содержания, настроения пения. А все время петь громко– и нелепо, и некрасиво.
Когда ребенок заставляет себя громко петь и непрерывно форсирует звук, он может просто потерять голос. Петь надо не напрягаясь, с максимальной естественностью – только при соблюдении этого условия создаются предпосылки для успешного развития вокальных данных. Петь слишком высоко или слишком низко тоже нежелательно, потому что голос может утратить свою звонкость и силу. Только регулярное пение в удобном диапазоне помогает развить голос.
Известно, что дети любят покричать. Особенно это свойственно мальчишкам. Все замечали, какой шум и гул стоит во время
детских игр в футбол, хоккей, волейбол. Крик наносит несомненный вред
голосовому аппарату. При наличии дефектов голосового аппарата ребенок поет неправильно, причем создается ложное впечатление, будто у него музыкальный слух не развит. Бывает так, что точно петь мелодию детям мешает и простуда (хрипота). Вот почему нужно беседовать с детьми о том, как бережно относиться к своему голосу.
Хорошее пение как искусство является результатом продолжительной работы. По ходу разучивания песни дети получают элементарные сведения о музыке, средствах музыкальной выразительности; при разборе содержания знакомятся с основными терминами, определяющими характер произведения, темп, динамику; исполнение упражнений или вокальных приемов должно быть осознанным детьми с точки зрения механизма звукообразования и целесообразности их использования.
Совершенно ясно, что развитие певческого голоса детей может быть эффективным на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться и правильные певческие навыки.
Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности содержания и его эмоционального переживания детьми. Подчеркивая зависимость выразительности пения от эмоциональной отзывчивости на музыку, следует заметить, что не у всех детей эта способность одинаково развита. Она определяется общим и музыкальным развитием и, конечно, в первую очередь есть результат развития слуха во всех его проявлениях. Выразительность вокального исполнения является признаком вокальной культуры. В ней проявляется субъективное отношение ребенка к окружающему через исполнение и передачу определенного художественного образа.
Выразительность возникает только тогда, когда ребенок проявляет свое отношение к исполняемому вследствие понимания того, о чем говорится в данном произведении.
Непринужденное исполнение всегда выразительно. Однако оно возможно только на каком-то начальном этапе разучивания произведения и связанно с элементом новизны восприятия.
Как только произведение становится известным, оно уже наскучило детям, ощущение новизны утрачено и непринужденность исполнения потеряна. Сохраняя непосредственность исполнения, следует постепенно и осторожно развивать у детей навык произвольной выразительности в результате осознанной направленности их волевых усилий.
Перенапряженное звучание не может считаться целесообразным ни для развития детского голоса, ни быть приемлемым с эстетической точки зрения.
При обучении детей пению музыкальному руководителю необходимо :
удерживать детей от громкого пения и, особенно, от длительного громкого пения (прежде всего во время разучивания); негромкое пение - одно из важнейших условий, обеспечивающихнормальное звучание детских голосов, а следовательно, ихнормальное развитие;
при выборе репертуара обращать внимание на звуковой диапазон песен, который должен соответствовать объему голоса детей данной группы; исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых и школьных массовых песен - недопустимо;
следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса;
добиваться нормального, естественного тона в разговорев любых условиях (в помещении, на прогулке и т. д.);
не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2-3, на праздниках (не более 4-5, а в младших группах - 3);
не петь на улице при температуре воздуха ниже +18° С и влажности выше 40-60 %.