Марина Герасимова
Особенности детского экспериментирования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность. Это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё новые свойства предметов и явлений, их сходства и различия, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. Л. Панько и др.).
Темочки:
Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития» (Н. Н. Подьяков, 1995). Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно-исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.
Решая задачи познавательного характера, педагог имеет возможность использовать экспериментирование не только в структуре занятий по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой, но и в продуктивных видах деятельности; предполагает проблемные задачи (необязательно реальные, направленные на формирование потребности, решать их опытным путём.
Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребёнка, педагоги нашего ДОУ совместно с методистом решили создать систему методической работы по разделу «Детское экспериментирование». Эту работу мы начали с построения предметно-развивающей среды в группах детского сада : оформление уголков экспериментирования, приобретение приборов-помощников:
*увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты;
* природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;
* утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
* технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, детали конструктора; * разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная др. ;
* медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки и др;
В методическом кабинете была сформирована мини-библиотека литературы, рассматривающей вопросы организации детского экспериментирования в детском саду. Разработан план семинаров-практикумов для воспитателей по вопросам личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, построения развивающей среды, перспективного планирования, детского экспериментирования. В дальнейшем были определены этапы развития проектно-исследовательской деятельности:
1-й этап – изучение личностных качеств детей, их индивидуальных возможностей;
2-й этап – создание предметно-развивающей среды, составление проекта;
3-й этап – совместная деятельность с детьми, направленная на развитие познавательной активности через проектно-исследовательскую деятельность.
Изучив соответствующую литературу, каждая группа разработала свой исследовательский проект – «Воздух-невидимка», «Раз песчинка, два песчинка», «Птицы нашего края», «Осенний лист», взяв за основу комплексно-целевую программу «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников», разработанную П. И. Прохоровой, И. Р. Климовой. А также программу по организации поисковой деятельности детей «Ребёнок в мире поиска» под редакцией О. В. Дыбиной.
Проект «Птицы нашего края»
В совместной работе с родителями мы повышали экологическое сознание каждого воспитанника, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждали чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
В ходе реализации проекта мы рассматривали с детьми иллюстрации с изображениями птиц нашего края, читали художественную литературу, отгадывали загадки, учили поговорки, скороговорки, дети приносили книги, сказки, делились новой информацией.
На прогулке внимательно наблюдали за птицами в осеннее время года. Наблюдая, мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сада (это голуби, вороны, сороки, воробьи).
Самым интересным было проведение эксперимента «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо). Дети, с удовольствием принимая участие в эксперименте, убедились, что пёрышко улетает дальше ткани и бумаги. Проведя исследования «Нефть и перья», ребята ответили на вопрос: что происходит, когда птица садится на воду, покрытую нефтяной плёнкой? Перья загрязняются, слипаются, и птица не может взлететь, становится добычей хищников.
Дети совместно с родителями оформили альбомы с фотографиями «Я и птицы», приготовили сообщения о птицах нашего края. Из сообщений мы узнали, чем каждая птица питается, как себя ведёт в то или иное время года, где и когда гнездится, каково её оперение и т. п.
С детьми мы повесили кормушки на территории детского сада. Каждый день мы добавляли в кормушку разный корм. Первыми заметили кормушку воробьи. Сначала они с опаской подлетали к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и престали бояться детей, стали нашими постоянными гостями. Сороки и вороны прилетали поодиночке.
В итоге проведённых наблюдений дети научились кормить птиц различным кормом, заботиться о пернатых друзьях, наблюдать и вести дневник наблюдений.
Детское экспериментирование располагает большим потенциалом формирования и развития речи у дошкольников. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учит детей делать выводы.
В своей работе с детьми педагоги руководствуются мудрым советом «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» (В. А. Сухомлинский).