Екатерина Батунина
Особенности развития мыслительных операций у дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития мыслительных операций.
Взаимозависимость формирования и развития математических способностей детей дошкольного возраста и формирование логической сферы дошкольников является одной из главных проблем. Мыслительные операции являются инструментом познания окружающей действительности, поэтому, развитие их является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте нужно больше уделять для работы с детьми по формированию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.
Публикация «Особенности развития мыслительных операций у дошкольников,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
И здесь на первый план становятся игры, упражнения, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно с помощью использования логических задач, упражнений можно повысить уровень развития мыслительных операций дошкольников.
Наиболее значительными исследованиями в этой области явилась работа Ж. Пиаже «Генезис числа у ребенка» (1941, где доказывает, что формирование понятия о числе ребенка (а также понимание смысла арифметических операций) находится во взаимной зависимости с развитием самой логики (формированию логических структур, в частности формированию иерархии логических классов, то есть классификации, и формированию асимметричных отношений, то есть качественных сериаций).
Развитие ребенка наиболее эффективно, когда оно начинается в раннем возрасте. Детям свойственна огромная познавательная активность к восприятию нового. Поэтому если эти качества вовремя не развивать, они могут быть безвозвратно утеряны.
Необходимость развития логической сферы дошкольника неоспоримы, как и то, что это проблема наиболее всего именно математического развития. Вопрос лишь в том, на каком содержании наиболее оптимально развитие логических умений дошкольников : на традиционном арифметическом содержании или менее традиционном – геометрическом. В наибольших работах авторов, занимающихся этой проблемой, используется геометрическое содержание.
Формирование логических приёмов является важным фактором, непосредственно способствующим развитию процесса мышления ребёнка. Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребёнок. Это умственный труд - труд сложный и интересный. Кто-то пугается, а кого-то умственный труд связан эмоцией удивления. Удивления мира, которого нужно познать.
Мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Средствами решения этой задачи выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракция и классификация.
В возрасте 1-3 лет начинаются складываться мыслительные операции. Формирование интеллектуальных операций в раннем возраст, согласно Д. Б. Эльконину, главным образом происходит при овладении орудийными действиями, так как эти действия более определены и постоянны, в отличии от других действий. В процессе формирования предметных действий ребёнок выделяет в предметах общие и постоянные требования, на основе чего складываются обобщения.
Элементарные мыслительные операции выступают в сравнении и различении признаков: формы, величины, цвета. Различие требует анализа предметов и установление их сходства и различия. Сравнение малыша третьего года жизни привлекает и, находя в предметах общее, он испытывает радость. Знакомясь со свойствами и названиями предметов, ребёнок переходит к обобщениям.
В отличии от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Дошкольник может думать о том, что в данный момент не воспринимает, но знает по своему прошлому опыту.
Изменение в мышлении дошкольника связано с тем прежде всего, что устанавливаются всё более тесные связи с речью. Такие взаимосвязи приводят к развитию мыслительных операций.
У дошкольника изменяется характер обобщений. Они постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию более существенных для предмета признаков. Более высокий уровень обобщения помогает ребёнку освоить операцию классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видо-родовых признаков. Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем мире и умением выделять в предмете существенные признаки.
Таким образом, в процессе познания и развития мыслительной деятельности ребёнок усваивает мыслительные операции : анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация. Они являются основными компонентами мышления. Каждый из них выполняет определенную функцию в процессе мышления и находится в тесной связи с другими операциями.
Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. Классический пример сериации - матрешки, вкладные мисочки, пирамидки.
Сериации можно организовать по размеру: по длине, по высоте, по ширине - если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки) и просто по величине (с указанием того, что считать величиной) - если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету: по степени интенсивности окраски
Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку. Например, задан признак: «Найти все сладкие». Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «сладкие».
Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).
Сравнение - логический приём умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
Выполнение сравнения требует умения выделять одни признаки объекта (или группы объектов) и абстрагироваться от них. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру «Найди по указанным признакам» : Что из этих предметов желтое? (мяч, медведь) Что желтое круглое? (мяч) и так далее.
Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания (этот вариант чаще используют с детьми 5-7 лет, так как требует определенного уровня сформированности операций анализа, сравнения и обобщения).
Обобщение - это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти все – большие, эти все – маленькие; эти все – красные, эти все – синие; эти все – летают, эти все – плавают и другие.
Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем несколько упражнений для самостоятельного выполнения на формирование логических операций анализа, синтеза, классификации, обобщения, сериации и сравнения. Предлагаемые упражнения предназначены для детей дошкольного возраста и могут выполняться как во время самостоятельной деятельности, так и во время индивидуальных занятий с ребенком.
Упражнения на развитие анализа.
1. Какой кусочек подойдёт?
Материал: рисунок А и рисунок Б.
Задание: внимательно рассмотреть рисунки. Найти на рисунке А такую же фигуру как на рисунке Б.
2. Найди одинаковые.
Материал: таблица с геометрическими фигурами.
Задание: рассмотреть предложенные геометрические фигуры, назвать их. Найти два одинаковых треугольника.
Упражнения на развитие синтеза.
1. Что за чем?
Материал: карточки с рисунками.
Задание: рассмотреть внимательно рисунки, пронумеровать порядок выполнения рисунка.
2. Собери картинку.
Материал: карточка с несложным рисунком, разделённая на несколько частей.
Задание: рассмотреть части рисунка, соединить их так, чтобы получилась целая картинка.
Упражнения на классификацию.
1. Три обруча.
Материал: Лист бумаги с тремя кругами, наклейки геометрических фигур.
Задание: разместить в каждом круге геометрические фигуры соответствующего цвета. Задание можно усложнить, например, предложить детям разместить фигуры так, чтобы в красном не было фигур с углами и т. д.
2. Разложи цифры.
Материал: пять наборов цифр от 1 до 5 разного вида.
Задание: разложить цифры каждого вида в отдельный ряд таблицы.
Упражнения на сериацию.
1. Расставь по порядку.
Материал: карточки с рисунками.
2. Разложи по росту.
Материал: бумажные полоски разного размера и цвета.
Задание: разложить полоски по длине, начиная с самой длинной.
Упражнения на сравнение.
1. Найди место.
Материал: схема с рисунками, набор геометрических фигур.
Задание: рассмотреть схему, найти среди предложенных геометрических фигур такие же, как на схеме, заполните схему.
2. Найди заплатку.
Материал: таблицы с рисунками, наклейки геометрических фигур.
Задание: найти заплатку соответствующего цвета и формы.
Упражнения на обобщение.
1. Что лишнее?
Материал: таблица с рисунками.
Задание: рассмотреть фигуры, назвать чем похожи, какая фигура лишняя и почему.
2. Найди знакомые фигуры.
Материал: карточки с рисунками.
Задание: рассмотреть рисунки, определить, что на них нарисовано, какие геометрические фигуры для этого потребовались, найти все треугольники на рисунках.
В группах должен быть оформлен уголок занимательной математики. Содержание уголка: логические игры, разработанные А. А. Столяром, различные головоломки, дидактические игры и упражнения, а также игры «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо» и другие. Детям должен быть обеспечен свободный доступ к игровому материалу. На ряду с пополнением уголка математики, мы организовали игру «Танграм», направленную на проявление старшими дошкольниками самостоятельности в создании плоскостных изображений, предметов, животных. В такой игре привлекла цель- создать увиденное на образце или самостоятельно задуманное силуэтное изображение. Дошкольники с интересом включались в активную практическую деятельность с целью создания силуэтного образа.
В работе нужно использовать логические блоки Дьенеша, которые позволяют моделировать важные понятия математики.
Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают основами математики. Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому, что его в какой-то мере занимает, доставляет удовольствие, действует на воображение и чувства.