Светлана Харичева
Особенности развития детей в изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития детей в изобразительной деятельности
Рисование, лепка и аппликация - любимые детские занятия. Процесс создания рисунка приближается у малышей к игре - вначале они просто получают удовольствие от своих действий с изобразительными материалами. Но постепенно ребенок начинает вкладывать в рисунок, лепку конкретное содержание. След на бумаге, вмятины на пластических материалах приобретают для него зрительное значение, а это положительно влияет на дальнейшее развитие в изобразительной деятельности. Ведь теперь малыш способен в рисунке, лепке, аппликации создавать образы, отражающие его отношение к окружающей действительности.
Публикация «Особенности развития детей в изобразительной деятельности» размещена в разделах
Рисуя то, что его и н т е р е с у е т и в о л н у е т, ребенок получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а не хранить их в себе.
Предоставив детям возможность рисовать то, что они хотят, вы вдруг обнаружите, что ничему специально не обучавшиеся малыши необыкновенно точно и выразительно передают в рисунке характерные черты занимающего их мысли предмета. Однако эта удивительная способность не распространяется на изображение других объектов. Причина состоит в том, что предметы, постоянно занимающие или поразившие мысли и чувства ребенка, как бы стоят у него перед глазами. Поэтому неожиданно выразительно изображая их, он не в состоянии изобразить ничего другого без специального обучения.
Это происходит, во-первых потому что без внимания и поощрения со стороны взрослых дети очень быстро утрачивают интерес к действиям с изобразительными материалами. А это значит, что не будет реализовано их возрастное стремление к самостоятельности, активности, направленное на познание окружающей действительности. Во-вторых, потому что от степени элементарной подготовленности детей в рисовании и лепке зависит своевременное начало развития их творчества на следующих возрастных этапах.
Следовательно для полноценного развития детей в изобразительной деятельности необходимо целенаправленное руководство рисованием, лепкой и аппликацией. Для этого в первую очередь надо превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело.
Маленькому ребенку, как и человеку любого возраста, нужно и важно знать, что он трудиться не напрасно: то, что он делает, кому-то необходимо. Не обязательно ему самому. Даже лучше, если другим. Но кому? В каком мире смогут найти себе применение нарисованные детьми клубочки ниток или дождик?
К счастью такой мир существует! Это тот удивительный мир, в котором куклы ходят, друг к другу в гости, зайцы и медведи посещают парикмахерскую и магазины, обращаются к ребенку за помощью, когда болеют. Вы, уже, конечно, поняли, что это мир детской игры. Именно там и дождик, и клубочки ниток, нарисованные на бумаге, могут быть нужны. Игрушки сразу и с пользой для себя "употребят" все, что нарисовал, вылепил или наклеил малыш.
Объединяя игру с обучением, мы приобретаем возможность сделать осмысленным и интересным выполнение любых бесполезных, с точки зрения ребенка, учебных заданий, Введение в процесс обучения игры позволяет вызвать желание овладеть предлагаемым учебным содержанием; создавать мотивацию учебной деятельности; в игровой форме руководить и оценивать работу; доставлять ребенку удовольствие от полученного результата и от возможности использовать его в игре по окончании занятия.
Рисунки, пластические работы детей четырех лет специалисты уже относят к первой стадии изобразительного этапа. Их отличает примитивная выразительность, которая связана как с особенностями восприятия, так и с умелостью ребенка.
Представления детей о предмете во многом отличаются от самого предмета и отражают не все его качества, а лишь отдельные стороны, иногда те, которые произвели на ребенка наибольшее впечатление. И эти представления постоянно м е н я ю т с я, п р е о б р а з у ю т с я и о б о б щ а ю т с я. Поэтому дети воспроизводят в рисунке не то, что они видели, а то, что они себе представляли, воображали.
Проведенные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях детей 4-5 лет в работе с цветом:
- к четырем годам у ребенка достаточно хорошо сформирован зрительный анализатор, и дети способны различать разнообразные цвета и оттенки и знать их названия;
- в этом возрасте наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению;
- дети в состоянии выражать с помощью цвета свое отношение к предметам и осознанно использовать цвет при создании эмоционально значимых для них образов.
Очевидно, что способность воспринимать цвет имеет для ребенка этого возраста большое практическое значение. Благодаря цвету даже самые несовершенные работы преображаются, и дети испытывают радость и чувство удовлетворения от своего труда.
Однако отношение детей к цвету как к свойству, присущему данному предмету, неустойчиво. Поэтому, повторяя изображение какого-либо предмета, ребенок может изменить его окраску по своему вкусу. На эту особенность детей пятого года жизни указывала Н. П. Сакулина. По ее наблюдениям, лишь к 5-6 годам локальный цвет некоторых предметов усваивается детьми как обязательный признак. Однако и в старшем возрасте сохраняется тенденция к выбору цвета независимо от реальной окраски изображаемого.
Многие исследователи детского творчества считают, что у дошкольников наблюдается д в о й с т в е н н о е о т н о ш е н и е к и с п о л ь з о в а н и ю ц в е т а в р и с у н к е:
- цвет как передача окраски изображаемого;
- цвет как украшение.
Преобладание того или иного отношения является п о к а з а т е л е м д и н а м и к и р а з в и т и я ребенка, которая во многом зависит от педагогических приемов ознакомления детей с цветом.
Движения руки к четырем годам уже в значительной степени сформированы, хотя еще недостаточно скоординированы. Действия детей, как правило, неуверенные, скованные, неточные. Поэтому на начальных этапах обучения малыши всецело поглощены процессом нанесения линий, пятен, а зрительный контроль за направлением движения часто сведен до минимума. Сосредоточив внимание на проведении линий, ребенок как бы забывает о форме, которую необходимо передать.
С возрастом развитие сложных двигательных навыков резко ускоряется. По данным Г. А. Кислюк, у детей 6-7 лет этот процесс происходит в 4,5 раза быстрее, чем у детей пятого года жизни.
Но педагоги порой не хотят ждать и начинают форсировать процесс обучения.
Для того чтобы вместо примитивных, с точки зрения взрослого, рисунков скорее получить полноценный продукт детской деятельности, педагоги строят процесс обучения на основе копирования заданного образца. Ребенок податлив и доверчив, и кроме того, ему значительно проще нарисовать дорожку, солнце, домик, дерево, забор по образцу, созданному педагогом, чем на основе собственных представлений об этих предметах.
Одним из печальных результатов такого подхода является п р е в р а щ е н и е художественных о б р а з о в в з а с т ы в ш и е ш а б л о н ы. Отвечая элементарным требованиям изображения, шаблоны находят признание у окружающих и благодаря этому закрепляются в индивидуальном опыте ребенка.
С одной стороны, это имеет положительное значение, так как создает определенную основу для изобразительной деятельности, вселяет уверенность - ребенок немедленно получает результат. Однако, с другой стороны, шаблоны представляют большую опасность для развития детского творчества. Если не руководить деятельностью детей, то они могут так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных застывших построений отдельных предметов и полностью утратить личные средства выражения, адекватные их жизненному опыту.
Как поступить, чтобы обучение изображению не порождало штампов и не лишало детей возможности самостоятельно изобразить что-либо? Очевидно, что детей можно и нужно учить. Но не художественной технике взрослых, а новому видению, новому пластическому пониманию пространства. Но обязательно с учетом их возрастных особенностей.
Известный отечественный художник-график В. А. Фаворский писал: "Было бы чрезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не отрывая, но и не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоеванных ребенком". (В. А. Фаворский. Об искусстве, о книге, о гравюре. Реализм в детском рисунке. М., 1986, с. 186).
Очевидно, что это иной подход к обучению детей в рисовании.
Во-первых, он позволяет педагогу перейти от авторитарных методов руководства к личностно-ориентированному общению с детьми. Ведь авторитарный способ отношений между ребенком и обучающим его взрослым проявляется независимо от того, "жесткий" или "мягкий" педагог по натуре. Характер деятельности воспитателя авторитарен по положению, которое он занимает в учебном процессе. Педагог знает, чему и как учить ребенка. Он демонстрирует детям те способы и приемы работы, которые считает нужными и полезными, а не те, в которых нуждается каждый ребенок при решении вставших лично перед ним художественных проблем.
Во-вторых, этот метод позволяет изменить содержание обучения - перейти от освоения информационно-знаковых сторон к воспитанию личностного отношения ребенка к своей деятельности.
Мы хотим, чтобы каждый рисунок или выполненная работа были наполнены не учебным, а детским содержанием, чтобы в них нашли отражение впечатления ребенка, его отношение к тому, что он изображает. Пусть дети рисуют то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление, чувство страха, грусти, открыло им красоту природы, искусства. А это значит, что учить детей надо не впрок, как мы привыкли, а по мере необходимости, тому, в чем ребенок нуждается сейчас. Личная практика, собственный опыт должны как бы опережать овладение теоретическими и практическими знаниями, вызывая живую потребность в них. Поэтому занятиям рисованием мы отводим роль источников фантазии, творчества, самостоятельности.
Выдающийся русский скульптор А. Голубкина писала: "…так как руки, глаз, чувства, мысли у каждого свои, не похожие ни на кого другого, то и техника не может не быть индивидуальной, если не вмещать в нее постороннего, обезличивающего.
Раскованное воображение отучает от механического копи рования. Благодаря ему ребенок раскрепощается, и появляется в композициях то сокровенное, что является самобытным, личностным в даровании и творчестве художника".
Таким образом, рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Самоценным является не конечный продукт - рисунок, а развитие личности (формирование уверенности в себе и своих способностях, самоиндентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности и др.). Перед педагогом стоит задача развития детей в этом направлении, которая заставляет по-новому взглянуть на содержание, формы организации и руководство детской деятельностью.
Литература:
Т. Н. Доронова
"Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности",
С-Пб, "Детство-Пресс", 2002.