Ольга Готовцева
Особенности проведения подвижных игр в среднем дошкольном возрасте. Выступление на педсовете
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете 19 декабря 2013 г.
воспитателя средней группы
Подвижная игра – упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни (П. Ф. Лесгафт)
Подвижная игра с правилами (ПИ) – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами.
Публикация «Особенности проведения подвижных игр в среднем дошкольном возрасте, Выступление на педсовете» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Специфика подвижной игры состоит в молниеносной мгновенной реакции ребенка на сигналы воспитателя : «лови!», «беги!», «стой!»
Педагог должен научить детей двигаться естественно, грациозно, в соответствии с конституцией тела и индивидуальными способностями.
В педагогике ПИ рассматривается как важнейшее средство всестороннего развития ребенка.
1. ПИ оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.
2. ПИ является одним из условий развития культуры ребенка, является творческой деятельностью.
3. ПИ развивает ум: дети учатся действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир; овладевать пространственной терминологией; активизируют память, представления, развивают мышление, воображение.
4. Для ПИ характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. ПИ несут эмоциональный подъем, радость и веселье.
5. ПИ готовят к труду, т. к. в процессе организации игры дети принимают участие в изготовлении атрибутов).
Таким образом, ПИ – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире; развитие мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
При проведении ПИ появляются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка.
В процессе игры происходит формирование новых психических процессов, новых качеств личности.
ПИ классифицируются по:
• возрасту;
• степени подвижности ребенка в игре (малой, средней, большой подвижности);
• видам движений (игры с прыжками, с перебежками и т. п.);
• содержанию (с правилами, спортивные игры).
Игры с правилами делятся на сюжетные и несюжетные.
Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. В подвижных играх детей средней группы прежде всего находят отображение жизнь взрослых и жизнь животных: они летают, как бабочки, прыгают, как зайчики и т. п.
Стремление одухотворить неживую природу объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер. Когда он вживается в образ, включаются механизмы эмпатии и, следовательно, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживание, соучастие, сопричастность. Благодаря этому большинство ПИ младших дошкольников носят сюжетный характер.
Методика проведения ПИ включает в себя неограниченные возможности комплексного использования приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое дидактическое руководство игрой.
Особое значение имеют профильная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение.
Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в его развитии и поведении, определяет реальные изменения в знаниях, умениях, навыках. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные.
Обязательным условием проведения ПИ является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Подбор ПИ зависит от:
• возрастной группы;
• общего уровня развития детей, их двигательных умений;
• состояния здоровья;
• режима дня, места проведения игр;
• интересов детей.
Перед проведением новой ПИ проводится предварительная работа, которая состоит из нескольких этапов:
1. у детей формируются представления об обыгрываемом сюжете;
2. обязательно предварительно разучиваются движения (имитационные движения, физические упражнения, действия);
3. перед ПИ часто необходимо организовать наблюдения за природой, социальной действительностью, прочитать художественное произведение.
4. совместно с детьми готовятся атрибуты к игре.
Важно правильно организовать игру в отношении содержания, очередности выполнения задания. Игра может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера, места проведения движений. Продумывает способы сбора ребят на игру, внесение игровых атрибутов.
Ознакомление с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается не более двух минут. В ходе объяснения игры ставится игровая цель. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ. Он используется во всех возрастных группах. Такой сюжетный рассказ способствует вхождению в образ, развитию выразительности движений. В объяснение игры вплетаются правила и сигнал.
В средней группе воспитатель должен указывать местоположение играющих и игровые атрибуты с ориентиром на предмет (в старших использует пространственную терминологию).
При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. Проверка того, как дети поняли ход игры осуществляется с помощью вопросов воспитателя.
Педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей при формировании их в команды (группы). Для активизации неуверенных, застенчивых детей он объединяет их со смелыми и активными).
Интерес детей к играм с элементами соревнований повышается, когда на них надевают форму, выбирают капитанов команд.
Руководство воспитателя подвижной игрой состоит в распределении ролей. Оно может производиться с помощью считалки, либо по выбору детей.
В средней группе роль водящего сначала выполняет сам воспитатель, делает это эмоционально, образно. Постепенно роль ведущего начинает поручать детям.
В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение детьми правил, тщательно анализирует причины их нарушения. Педагог должен следить за движениями, взаимоотношениями между детьми в ходе игры, а также за нагрузкой, и эмоциональным состоянием детей.
Для средней группы рекомендуются игры с текстом. При проведении таких игр, как «Поезд», «У медведя во бору», «Кот и мыши» и др. воспитатель выразительно читает текст, сопровождая его соответствующими движениями. Такие игры воспитывают у детей чувство ритма. Ребята, слушая воспитателя, стараются подражать его движениям. К четырем годам у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Учитывая этот фактор, педагог усложняет условия проведения игры : увеличивает расстояние для бега, метания, высоту прыжков; подбирает игры, упражняющие в ловкости, смелости, выдержке. В средней группе воспитатель уже распределяет роли среди детей, роль ведущего поручает ребенку. В средней игре широко используются сюжетные игры «Котята и щенята», «Мышеловка» и др., несюжетные игры «Найди себе пару», «Чье звено скорее соберется» и др.
В группе № 4 каждое утро проводится комплекс утренней гимнастики, который меняется два раза в месяц. Подвижные игры проводятся дважды в день.
При планировании подвижных игр мы пользуемся рекомендациями инструктора по физкультуре и методическими пособиями. У нас подобрана литература по подвижным играм, а также создана картотека подвижных игр для среднего дошкольного возраста. Мы собрали папку считалок для выбора водящего. В физкультурном уголке у нас размещены атрибуты к различным подвижным играм. В ноябре, когда в нашем детском саду проводился Парад зарядок, наши дети вместе с воспитателями приготовили эмблемы белочек. Саму белочку нарисовала мама одной из наших девочек, мы отсканировали это изображение, сделали эмблему, размножили ее по количеству детей, вместе с детьми наклеили на плотную бумагу и вырезали. Наша команда белочек выступала с номером «Рыжие белочки» под музыку. Дети очень эмоционально восприняли как подготовку к празднику, так и сам Парад зарядок.
Помимо подвижных групповых игр мы отводим важную роль индивидуальной работе с детьми по развитию их различных двигательных умений: отбивание мяча, подскоки, подлезание и т. п.
Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, свои возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и целостно.
Список использованной литературы.
1. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 64 с.
2. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. (2-7 лет). – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 144 с.