Приложение МААМ

Особенности развития восприятия ребенка в дошкольном возрасте

Марина Николаевна Cеченых
Особенности развития восприятия ребенка в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, на кото-ром формируются психологические меха-низмы внимания, ощущений и восприятия, памяти, мышления, речи и воображения, совершенствующиеся в дальнейшей жиз-ни. Психические познавательные процессы обеспечивают человеку получение инфор-мации из окружающей среды, а также её хранение и воспроизведение. Каждый из процессов выполняет свои познавательные функции. Чем лучше у человека развиты эти процессы, тем более способным он яв-ляется. От заложенного в дошкольном воз-расте фундамента зависит высота и проч-ность самого здания познавательных спо-собностей, адаптация в окружающем мире, выбор профессии и успехи в учебной и трудовой деятельности, а следовательно и место человека в обществе, удовлетворен-ность своей жизнью, вклад в общее дело.

Публикация «Особенности развития восприятия ребенка в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Существует шесть основных этапов развития психики :

1) с рождения до 1 года – младенческий возраст;

2) с 1 года до 3 лет – ранний возраст;

3) с 3 до 6 лет – дошкольный возраст;

4) с 6 до 10 лет – младший школьный возраст;

5) с 10 до 15 лет – подростковый возраст;

6) с 15 до 18 лет – юношеский возраст.

На каждом этапе формируются оп-ределенные психические процессы, или свойства личности, которые позволяют перейти ребенку на следующий возрастной этап. Развитие ребенка происходит под влиянием той деятельности, которую ос-ваивает он на данном этапе. Это могут быть игры с предметами в раннем возрасте или ролевые игры – в дошкольном, учеба – в младшем школьном возрасте, общение со сверстниками – в подростковом, профес-сиональное обучение или подготовка к не-му – в юношеском. Игры с предметами, учеба влияют на формирование познава-тельных процессов: внимания, ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи, во-ображения.

Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития : для младенческого воз-раста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьника – мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соот-ветствующую для данного периода дея-тельность, то может наступить задержка психических образований данного перио-да, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап [1]. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития психики в соответст-вии с возрастными особенностями ребенка.

Известный русский психолог Л. С. Выготский считал, что обучение и воспи-тание идет впереди развития и ведет его за собой, поэтому взрослые (воспитатель, ро-дители) должны уметь управлять ходом психического развития [3]. Для этого ему необходимо понимать психологические механизмы протекания познавательных процессов и создавать оптимальные усло-вия для их проявления и развития, особен-но в дошкольный период, так как это са-мый активный период для развития позна-вательных процессов. Познавательные процессы взаимно влияют друг на друга и в процессе функционирования, и в разви-тии. Ощущение, восприятие и внимание обеспечивают получение первичной ин-формации из внешнего мира, мышление, воображение и память перерабатывают ее, а речь переводит эту информацию на уро-вень второй сигнальной системы, что по-зволяет ребенку осваивать опыт человече-ства и общаться. Согласованная работа по-знавательных процессов влияет на объек-тивное отражение ребенком окружающего мира, на развитие его личности и обеспе-чивает адекватное приспособление к нему.

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребен-ка. На этом этапе ребенок делает качест-венный скачок в своем психическом разви-тии. К началу этого периода у него сфор-мировались такие познавательные процес-сы, как ощущения, непроизвольное внима-ние, активная речь, предметное воспри-ятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает актив-но осваивать окружающий мир, и в про-цессе этого освоения формируется воспри-ятие.

Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка : лепки, рисования, конструирова-ния, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок и т. п. Все эти виды активной деятельности ребенка пронизаны игрой, в которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес и переживания.

Игра, по определению А. И. Леон-тьева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой дея-тельностью, с развитием которой происхо-дят главнейшие изменения в психике ре-бенка и внутри которой развиваются пси-хические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его раз-вития [4]. Особое значение в жизни до-школьника имеют ролевые игры, в кото-рых он познает законы общения, характе-ры, социальные роли людей. А дидактиче-ские игры, моделирующие свойства явле-ний и предметов, их связи и отношения, направлены прежде всего на развитие вос-приятия и мышления. Специально органи-зованные развивающие занятия с помощью дидактических и ролевых игр оказывают существенное влияние на развитие позна-вательных процессов. Участие взрослого в развитии познавательных способностей ребенка позволяет обучать ребенка позна-вательным приемам, влияет на формирова-ние познавательных интересов, усиливает положительные эмоциональные пережива-ния, что способствует формированию стойких познавательных потребностей к получению новых знаний, умение их при-менить в повседневной действительности. Отношение взрослого к успехам ребенка в познавательной деятельности обеспечит ребенку положительную самооценку, ко-торая влияет на развитие личности : систе-му ее потребностей и мотивов поведения, эмоциональную и волевую сферу, особен-ности проявления темперамента и форми-рование характера.

Таким образом, игры детей – это чрезвычайно важный и эффективный спо-соб познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта ре-бенка.

Значение восприятия в жизни до-школьника очень велико, так как создает фундамент для развития мышления, спо-собствует развитию речи, памяти, внима-нию, воображению. В младшем школьном возрасте приоритет займет мышление, ко-торое будет перерабатывать информацию, полученную через восприятие. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его спо-собности подмечать особенности предме-тов и явлений, детали, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, вооб-ражением, речью.

Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особен-ности. Восприятие младшего дошкольника (3-4 года) носит предметный характер, т. е. все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и т. д., не отделяют-ся у ребенка от самого предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их не-раздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а ино-гда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например, трава зеленая, лимон кислый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаружи-вать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его спо-собность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном пред-мете.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) ребенок осваивает приемы активно-го познания свойств предметов: наложе-ния, прикладывания предметов друг к дру-гу, измерения и др. В процессе активного познания ребенок знакомится с разновид-ностями свойств: цветом, формой, величи-ной, характеристиками времени, простран-ства, вкуса, запаха, звука, качества поверх-ности. Он учится воспринимать их прояв-ления, осваивает способы обнаружения, назначения, учится различать их оттенки и особенности. За этот период у него форми-руются представления об основных гео-метрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о про-странстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, мину-ты и др.); особые свойства предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.).

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) ребенок учится различать разно-видности этих свойств, обнаруживать их сочетание в целостных предметах, описы-вать свойства словами, использовать свой-ства предметов в разных видах деятельно-сти. В это время знания о предметах и их свойствах организуются в систему, которая управляет познавательной активностью ребенка в разных сферах окружающей дей-ствительности: искусстве, природе, обще-нии с людьми. Он осваивает приемы вос-приятия более сложных явлений.

Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует уско-ренному развитию восприятия. Однако ес-ли эта активность не организована целесо-образно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошко-льного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлени-ях ребенка о ряде свойств предметов. Не-завершенность в развитии процесса вос-приятия задержит развитие других позна-вательных процессов.

Рассмотрим подробнее, что собой представляет и как происходит процесс восприятия. Восприятие (перцепция) – это отражение в коре головного мозга предме-тов и явлений окружающего мира путем объединения отдельных свойств [1].

В коре головного мозга, кроме пер-вичных центров, связанных с рецепторами, существует слой нервных клеток, которые получают информацию от клеток первич-ных центров, где происходит обработка первичной информации. Процесс обработ-ки информации в клетках второго слоя на-зывается восприятием. В результате такой переработки получается образ предмета, в котором человек видит множество его свойств так, как они взаимосвязаны в ре-альном предмете: например яблоко, крас-ное, круглое, с пятнышками и веточкой, которое издает запах. Это образ предмета, он сформировался в нашем мозгу идеаль-но. В образе содержатся все особенности реального яблока, которое лежит перед нами. Можно убедиться в этом, взяв его в руки, подробно рассмотреть, ощупать и даже откусить. Образ совпадает с предме-том.

Однако, если мы закроем глаза и постараемся вспомнить яблоко, которое только что видели, то обнаружим, что но-вый образ не совсем такой, как увиденный. Для того чтобы убедиться в этом, вновь откроем глаза и увидим, что мы не так представляли цвет, не видели пятнышка. Вот такой образ, который возникает в уме после того, как видели предмет, называется представлением. Представление – это об-раз предмета менее точный и подробный, чем сам предмет, воспроизведенный в па-мяти в отсутствие самого предмета [2]. Оно может быть даже приблизительным, схематичным, а возможно мы представим себе и не все свойства или ошибемся в форме. При многоразовой встрече с каким-то предметом наше представление уточня-ется, делается более общим, но каждый раз мы сразу узнаем предмет, если с ним встречались, так как вспоминаем представ-ление о нем, «обобщенный образ» предме-та.

Обследовательские действия еще называют перцептивными действиями, или действиями восприятия. Нам кажется, что мы узнаем предмет сразу, но на самом деле наш мозг за это короткое время проделы-вает большую работу по его обследованию и сопоставлению с предыдущим опытом. Эта работа состоит из множества умствен-ных действий. Человек как бы мысленно ощупывает предмет, осматривает его дета-ли, размер, форму, величину, его положе-ние в пространстве, рассматривает его от-дельные части или детали, сравнивает их с другими. В результате такого осмотра формируется образ предмета. Но у каждого человека он различный по составу: кто-то видит одни детали, а другой обращает внимание на иные.

Оказывается, одни и те же предме-ты разные люди видят по-разному. В чем-то образы этих предметов совпадают, в чем-то нет. Почему так происходит?

Формирование образа предмета или явления зависит от того, как мы выполняем умственные действия по обследованию предмета: меняем порядок и количество действий из-за различного опыта общения с предметом и разной чувствительности органов чувств. Восприятие сложный процесс, он может зависеть от особенно-стей самих предметов, условий воспри-ятия, настроений или усталости, все эти факторы могут повлиять на обработку ин-формации и образ восприятия.

Процесс восприятия у человека формируется не сразу. Ребенок не умеет обследовать предметы не только в уме, но и во внешних действиях: он не различает цвета, не знает их названий, не умеет срав-нить предмет, ощупать его руками. Все эти действия он учится выполнять под руково-дством взрослого. И только накопив опыт, когда обследование незнакомых предметов станет для него привычным действием, автоматическим, он сможет выполнять их в уме. Постепенно у ребенка формируется целая система обследовательских дейст-вий, которая превращается в познаватель-ную деятельность.

В процессе развития восприятия накапливаются знания об окружающих предметах и явлениях в виде представле-ний или «обобщенных образов», с которы-ми ребенок сопоставляет каждый предмет, который он видит. Система знаний и прак-тического опыта формируется в виде зри-тельных, слуховых, обонятельных и других образов, а также в виде словесных описа-ний предметов и их особенностей. В тече-ние жизни у каждого человека формирует-ся весь опыт на двух уровнях: первый уро-вень сенсорный, чувственный, образный, а второй вербальный, словесный. Пред-ставление о каждом предмете изменяется, систематизируется, обобщается, объединя-ется с другой информацией при участии мышления, памяти, речи и воображения.

Переработанная информация изме-няет и процесс восприятия, он ускоряется, уточняется, предмет узнается в любом ви-де и положении. Хорошо развитый процесс восприятия осуществляется в уме и мгно-венно. А если объект незнакомый или сложный, человек начинает подробнее его изучать: ощупывать, нюхать в т. д. Здесь уже восприятие превращается в процесс исследования, в познание неизвестного.

У ребенка с развитым восприятием повышается познавательная активность, так как он знает, как получать информа-цию из окружающего мира. Можно ска-зать, что у него «поднимается аппетит на новую информацию», потому что он знает «как ее есть» : он любознателен и активен, его ум постоянно занят умственным обсле-дованием действительности, он видит во-круг больше подробностей. Более подроб-ная и разнообразная информация позволя-ет ему более точно приспосабливаться к миру, окружающим людям, обстановке.

Образы-восприятия, которые фор-мируются в процессе восприятия, облада-ют свойствами предметности, целостности, структурности и константности. А образы-представления, которые хранятся в памяти, обладают такими свойствами, как обоб-щенность, фрагментарность, избиратель-ность, бледность, схематичность. Рассмот-рим подробнее, в чем заключается особен-ность этих свойств.

Свойства образов-восприятия :

- предметность в процессе вос-приятия формируется образ предмета, в котором все его свойства объединены и воспринимаются как составная часть об-щего, а не как отдельные свойства;

- целостность свойства предмета в образе объединены так, что предмет вос-принимается как целостное образование, которое выделяется из общего фона и от-личается от других предметов;

- структурность каждое свойство целостного предмета имеет свое место, по-разному связано с другими свойствами, например: размеры, цвет и форма одних деталей отличаются от других деталей, а также выделяются главные и второстепен-ные детали и свойства предмета или явле-ния;

- константность сохранность об-раза предмета и его узнавание при измене-ниях отдельных его свойств и частей, про-странственного положения (удаление, пе-реворачивание).

Свойства образов-представлений:

- обобщенность сохранение в об-разе предмета наиболее обобщенных свойств, таких, которые характерны для целого класса таких же предметов;

- фрагментарность сохранение в образе только части свойств или наиболее важных частей и деталей, в которых за-ключена особенность предмета;

- избирательность сохранение или воспроизведение только того, что зна-чимо для человека в соответствии с зада-чей его деятельности;

- бледность свойства предметов запоминаются менее яркими и выразитель-ными, чем мы видели в реально восприни-маемых предметах;

- схематичность свойства предме-та и его структура могут запомниться в образной или условной форме, в виде зна-ков-символов, которые замещают, а не от-ражают отдельные свойства и особенности предмета.

Образы восприятия и образы пред-ставления отличаются у детей и взрослых. Образы восприятия у детей более предмет-ны, у взрослых более структурны, кон-стантны. Образы-представления у детей более конкретные, яркие, образные, а у взрослых схематичные, обобщенные, бледные. Узнавание знакомых предметов у детей происходит медленнее, по одному или двум наиболее ярким признакам, у взрослых узнавание мгновенное (симуль-танное).

Отражение в образах свойств пред-метов, их особенностей называется содер-жанием образов. По содержанию образы подразделяются на виды восприятия, такие как восприятие формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств, целостных предметов, их можно назвать простыми видами восприятия. Су-ществуют сложные по содержанию обра-зы, в которых отражаются сложные явле-ния окружающего мира, в формировании таких образов принимают участие другие психические процессы, правильнее, их роль увеличивается, особенно мышления и речи. К сложным видам восприятия отно-сятся восприятие изображений, текстов, отношений людей, сложных движений, музыки, природы.

Кроме свойств образов-восприятия и образов-представления, а также видов восприятия существует такая особенность образов, как их характер. Он обусловлен индивидуальными особенностями лично-сти. У каждого человека существуют вро-жденные особенности органов чувств, темперамента, которые могут по-особому организовать процесс переработки инфор-мации: усиливать или ослаблять, ускорять или замедлять восприятие какой-то ин-формации. Кроме того, жизненный опыт и условия воспитания формируют индивиду-альные особенности потребностей, моти-вов, волевой и эмоциональной сфер, харак-тера, а также особенности и степень разви-тия познавательных процессов и самого восприятия. Все эти особенности личности могут существенно влиять на восприятие : выделять одну информацию и отбрасывать другую, по-разному ее систематизировать, обобщать.

Как мы видим, восприятие слож-ный динамичный процесс, который разви-вается в деятельности под влиянием вос-питания. Он тесно взаимосвязан с другими познавательными процессами и личностью в целом, проходит отдельные стадии раз-вития и обеспечивает условия для интел-лектуального развития.

Литература

1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук / Т. В. Башаева. – Популярное пособие для родителей и педа-гогов. – Ярославль, 1997.– 240 с.

2. Выготский Л. С. Восприятие и его раз-витие в детском возрасте / Л. С. Выгот-ский. – Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2.– М. : Педагогика, 1982. – С. 363-381

3. Леонтьев А. И. Психологические основы дошкольной игры. / А. Н. Леонтьев. – Из-бранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1. – М. : Педагогика, 1983. – С. 303-323.

4. Детство: программа развития и воспита-ния детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, и др. - М. : Детство-Пресс, 2006. - 243с.

5. Венгер, Л. А. Восприятие и обучение : Дошкольный возраст [Текст] : / Л. А. Вен-гер. – М. : Просвещение, 2009.-365с.

6. Князева О. Л. Особенности познаватель-ной активности у дошкольников / О. Л. Князева. – М. : Просвещение, 2007. – 267с.

7. Пороцкая Е. Л. Дошкольный возраст : Основные этапы развития познавательных способностей / Е. Л. Пороцкая // Дошколь-ное воспитание. – 1995.-№ 2.-С. 42-46.

Публикации по теме:

Проблемы речевого развития ребенка в старшем дошкольном возрасте. Пути их решения Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благодаря чему существенно ускоряется процесс развития самосознания ребенка, его личности.

Виды деятельности в дошкольном возрасте и их значение для психического развития ребенка с ОВЗ Виды деятельности в дошкольном возрасте и их значение для психического развития ребенка с ОВЗ Работая с детьми с ограниченными возможностями,.

Особенности общения в дошкольном возрасте Совершенствование предметно - содержательной стороны игровой деятельности оказывается недостаточным для овладения навыками общения. Необходимо.

Особенности проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества.

Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте С приходом в детский сад, изменяется образ жизни ребенка. У ребенка возникают новые отношения с взрослыми и новые виды деятельности, приводящие.

Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте. Цель, задачи и содержание обучения связной речи дошкольников. Виды рассказов.

Познавательно-исследовательская деятельность и ее особенности в дошкольном возрасте Дошкольники — прирожденные исследователи. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Особенности изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте КАК ПОНИМАТЬ ДЕТСКИЙ РИСУНОК Что это такое: детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает, развивается? В чем ее смысл?.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Особенности развития диалогической речи в младшем дошкольном возрасте Особенности развития диалогической речи в младшем дошкольном возрасте. Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития восприятия ребенка в дошкольном возрасте
Опубликовано: 2 июля 2018 в 20:24
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития восприятия ребенка в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Марина Николаевна Cеченых (УИ 1602699) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД