Надежда Ануфриева
Особенности изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
КАК ПОНИМАТЬ ДЕТСКИЙ РИСУНОК
Что это такое: детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает, развивается? В чем ее смысл?
Н. П. Сакулина писала, что детская изобразительная деятельность дошкольников при всем ее своеобразии сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл.
Публикация «Особенности изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Изобразительная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация) относится к сфере изобразительного искусства. Искусство — художественное (образное) отраже ние человеком окружающего его мира: предметов, явлений природы, общества, себя.
Образ в изобразительном искусстве — наглядный. Окружающий мир воспроизводится в наглядной чувственно-воспринимаемой форме с помощью специальных изобразительных материалов, способов, средств (в рисунке, живописи — композиция, цвет, колорит, линия и др.).
Маленькие дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют все. Так что же представляет собой детский рисунок? Можно ли считать его произведением искусства? Над этим задумывались многие психологи, педагоги, искусствоведы, этнографы, медики. Этот вопрос рассматривался в исследованиях зарубежных и отечественных ученых: известного русского физиолога В. М. Бехтерева, искусствоведа А. В. Бакушин-ского, педагогов Г. В. Лабунской, Е. А. Флериной, Н. П. Са-кулиной, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и др., психологов Е. И. Игнатьева, В. И. Кириенко, В. С. Мухиной, О. М. Дьяченко и др.
Так чем же привлекает нас детский рисунок, что мы ценим в нем?
Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образцам искусства). Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно, не форма и способы, а умение, используя минимум средств, передать свое состояние. Помните у К. И. Чуковского «Бяка-за-каляка кусачая, я тебя боюсь!» Благодаря этому мы знаем, что волнует ребенка, отчего ему хорошо, почему плохо.
Другое достоинство рисунка — его содержательность. Даже рисунок самого маленького ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором живет малыш. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле: «Это рыба. а это акула-каракула подскочила». Обращается к маме: «Слышишь, как рычит— сейчас съест. А это коровка. а это коровкина нога». На бумаге каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников — все, что окружает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.
Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка — показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребенок как бы изначально несет в себе многие лучшие черты человечества, те общечеловеческие ценности, которые зафиксированы во всех мировых религиях, мифах, легендах, сказках. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло.
Еще одно ценное качество детского рисунка — смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Море? Пожалуйста! Космос? Нет ничего проще! Сказочную птицу? Ну, это совсем пустяк! А хотите увидеть, как растут деревья? Нет, не просто деревья, а именно, как растут. Это очень просто. Надо только поставить точку, а от нее быстро провести вверх короткую линию и сказать слово «вжик». Так можно сразу вырастить много деревьев. Как видим, для маленького ребенка нет ничего невозможного. А ведь риск, способность к риску, смелость — непременное условие и характеристика творческой личности. К сожалению, ребенок растет и на смену смелости нередко приходит излишняя осторожность. И взрослый в ответ на предложение что-либо нарисовать слышит слова типа: «Не умею рисовать», «Не хочу, не буду, нарисуй лучше ты мне».
Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятие, ожидание добра от него и только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, и в то же время немного печалит от осознания, как трудно, почти невозможно сберечь такое восприятие мира.
Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. Выразительность — главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции. Степень художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее художник, тем больше созданное им произведение воздействует на наши чувства.
Выразительность детского рисунка (лепки) — это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему (Г. В. Лабунская).
Итак, выразительность — качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное. Применительно к детскому рисунку выразительность — качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старшего таковым не является.
Как же удается ребенку выполнить выразительный рисунок? Какие средства он использует?
Одним из самых доступных для ребенка средств выразительности является цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему Дошкольному возрасту ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени. Иногда ребенок, казалось бы, отдает предпочтение какому-то определенному цвету: все рисует зеленым или голубым. В чем причина'' Что это — предпочтение или равнодушие к цвету?
Ребенок-дошкольник может использовать любимый цвет иногда неадекватно, в явном противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае он, как правило, сильно увлечен изображением, скорее его содержанием, и делает своеобразный «подарок» (Е. А. Флерина) образу, как бы украшает его. Нередко таким подарком-украшением является применение нескольких ярких цветов сразу.
Девочка (четре года) нарисовала свою маму с волосами всех цветов радуги («Моя мама красивая»). Использование своего «неподражательного» цвета характерно для выразительных средств дошкольника. Многими ис следователями детского рисунка замечено применение ребенком цвета для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами малыш обычно изображает любимых героев, приятные события, а темными («грязными») — нелюбимых, злых персонажей и печальные явления.
Он по-прежнему остается средством выражения замысла, но теперь уже более осознанным и обоснованным. Подрастая, ребенок может более тонко чувствовать и передавать колорит разных времен года, состояния погоды и даже времени суток Однако тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках дошкольников.
Многими исследователями детского рисунка отмечено, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля — всегда черная (коричневая, небо — синее, солнце — желтое (красное, трава — зеленая и т. п. То есть цвет не является выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета Некоторые ученые объясняют это недостатками обучения.
Н П. Сакулина, Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребенок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и «подражательный», близкий к реальному и «неподражательный»1. У ребенка должно быть право выбора.
Другое средство выразительности, используемое дошкольником, — линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией.
Составляющими компонентами декоративности являются ритм форм или цветовых пятен, симметрия. (Малыш строит рисунок, как бы уравновешивая пространственное расположение отдельных изображений. На доме флаги — слева и справа. Цветочек — с одной стороны и с другой).
Как и взрослые, дошкольники нередко используют прием гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображенном предмете или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо.
Композиция сюжетного рисунка также бывает очень выразительной. Главный, более значимый для него образ дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположением отдельных элементов рисунка.
Малышу очень трудно передавать движение. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно: кошка мчится за мышью, вытянувшись как струна и расправив когти.
Рисуя, малыш использует и такое средство, как агглютинация, — склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств, свойств разных предметов (курица с человеческим лицом и головой, солнышко с глазами и ртом).
По мнению Е. А. Флериной, чтобы судить о выразительности образа, созданного ребенком-дошкольником, важно видеть процесс выполнения рисунка. Комментариями, игровыми действиями ребенок выявляет иногда такие нюансы замысла, которые существенно изменяют наше восприятие и оценку готового результата.
Поэтому педагогу нужно помнить, что оценивать выразительность образов, создаваемых дошкольником, нельзя только на основе анализа самого рисунка. Для верного понимания ребенка, его возможностей в изобразительной деятельности необходимо наблюдать и анализировать процесс создания образа, учитывать особенности личности маленького художника.
Своеобразие, неповторимость детских работ — относительно самостоятельное качество. Оно может сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и единственной характеристикой образа. То есть рисунок маленького ребенка может быть и неграмотен, невыразителен, но отличаться своеобразным решением задачи (рыба — «ромашка»).
Оригинальность образа, продукта детской деятельности, — показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детский рисунок при всех его достоинствах — это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа. Ребенок в рисунке рассказывает нам о себе и о том, что он видит.
Грамотность – способность выполнить изображение, используя способы создания реалистического образа. У детей рисунок не может быть абсолютно грамотным в силу недостаточного развития сенсорно-моторных анализаторов, ручных умений. Он приближается к грамотному (Сакулина Н. П.).
Рисование нужно, писал известный художник Б. М. Неменский, чтобы ребенок сам подолгу смотрел и видел мир своими глазами, а не через очки, взятые напрокат у взрослого видения.
Психолог Мелик-Пашаев считает, что целью обучения детей художественной деятельности должно быть развитие воображения, эстетического отношения к миру. Если не найдены методы развития творческих способностей, методы включения целостной личности ребенка в процесс творческой деятельности, нельзя говорить о границах способностей, отмеренных природой. Самое успешное развитие знаний, умений, навыков, «служебных» качеств не приведет к творческому развитию личности, обслуживать им будет некого и нечего.
Каковы же задачи руководства детской изобразительной деятельностью?
Это прежде всего формирование мотивов изобразительной деятельности детей. Зрелая деятельность по своему назначению, смыслу ориентирована на других людей, ее результат (художественный образ) предназначен для восприятия другими людьми. Детская изобразительная деятельность не сразу становится таковой. На ее мотивы в большей степени влияет общее мотивационно-потребностное поле того или иного возрастного периода. Доминирующее отношение ребенка к окружающему миру (предметам, людям) реализуется не только в ведущей деятельности, но и влияет на другие виды деятельности, в частности изобразительную. Это проявляется в мотивах деятельности, безусловно, чаще всего неосознаваемых дошкольником, тем более детьми раннего возраста.
Поэтому в раннем возрасте (с года до двух-трех лет, когда ребенок ориентирован в большей степени на предметный мир, доминирующими будут мотивы, связанные с интересом к материалу, действиям с ним, к "открытию" образа (содержания) в каракулях, сначала на ассоциативном уровне, а потом на уровне осознанного стремления обозначить каракулями тот мир, который малыша окружает и интересен ему. Педагогу важно вьщелить это как специальную задачу целенаправленного обучения малышей. Примерные ее формулировки: вызывать, поддерживать у детей интерес к материалу, способам действия с ним, стимулировать исследовательские действия; поддерживать радость малыша от достижений (от следа, оставленного фломастером (карандашом); поддерживать стремление ребенка видеть в каракулях образ, стимулировать образное видение, жажду "открытий". Поддерживать инициативу ребенка в стремлении отразить (обозначить) штрихами, линиями предметный мир; закреплять понимание детьми образного характера деятельности (на листочке бумаги может быть изображено все, что окружает малыша).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Хохрякова Ю. М. Технология сенсорно воспитаня детей раннего возраста. -Пермь,2010-с. 182
2. Мелик –Пашаев А. А. ,Новлянская з. н. Художник в каждом ребенке. -М. ,»Просвещение»,2008 г. -175
3. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. –М., 2007-208 с.
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. -М.»Сфера».2007 г. -(мл. ср. ст. группы)
5. Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. -М. ,2000г. -159 с.
6. Комарова Т. С. Зарянова О. Ю. и др. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. -1999.,150 с.
7. Слободчиков ВИ. Антрополгическая перспектива отечественного образования. -ЕКАТЕРИНБУРГ. -2010.,262 с.
8. Дошкоьное образование как ступень системы общего образования (научная концепция) под ред. В. И. Слободчикова. (Слободчиков В. И. ,Короткова Н. А. ,Нежнов П. Г., Кириллов И. Л. –М. 2005г. -ж-л.»Детский сад со всех сторон».№19 (май)2006г.