Надежда Стегнина
Особенности профилактики нарушений речевого развития детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности профилактики нарушений речевого развития детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания
Н. С. Стегнина,
учитель-логопед, социальный педагог
МБДОУ д/с №57 г. Белгорода
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме профилактики нарушений речевого развития у детей младшего дошкольного возраста, что способствует предупреждению возникновения вторичных нарушений в развитии, а также наиболее эффективному использованию сензитивных периодов становления высших психических функций.
Публикация «Особенности профилактики нарушений речевого развития детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания» размещена в разделах
- ГКП. Группы кратковременного пребывания
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Ключевые слова: профилактика, речевое развитие, основные направления работы.
Раннее детство имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка, и именно поэтому неправильное воспитание на данном возрастном этапе может привести к задержке речевого развития (ЗРР, что осложнит его дальнейшее развитие в целом. Поэтому детям с отклонениями в развитии должна быть оказана коррекционная помощь, и чем раньше, тем лучше [4].
Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей, важным средством профилактики нарушений звукопроизношения, считает М. Я. Добря [4], служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды : правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, четкое планирование игровой деятельности. Игра способствует поддержанию интереса детей к деятельности, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию, развивает умения и навыки. С целью профилактики нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста М. Я. Добря были предложены игры и упражнения направленные на: 1) развитие мелкой моторики пальцев рук; 2) развитие слухового внимания, восприятия; 3) развитие просодической стороны речи; 4) развитие артикуляционного аппарата; 5) уточнение звука или его вызывание по подражанию[4,2,6,7].
Профилактика нарушений речи, так же, как и профилактика любых заболеваний, отмечает Л. Г. Парамонова, строится на устранении из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений [8]. Профилактика непосредственно речевых нарушений в раннем возрасте складывается в основном из таких двух моментов:
1) забота o физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и o сохранности его речевых органов;
2) забота o правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий [8].
Другими авторами разработана, научно обоснована и апробирована методика коррекционно-предупредительного воздействия в условиях дошкольных образовательных учреждений (логопедический пункт, группы кратковременного пребывания, которая позволяет нормализовать ход речевого развития и предупредить возникновение выраженных проявлений речевых патологий. Составляющими этой методики являются следующие блоки: клинико-логопедический (коррекция моторных предпосылок артикуляции и слухового речевого гнозиса, музыкально-логопедический (коррекция интонационно-ритмических процессов, социально-педагогический (развитие когнитивной, эмоциональной сфер) [9].
Работая над развитием речи детей раннего возраста, мы воздействуем на формирующуюся речевую функцию в ее сензитивном периоде [3]. Хорошо известно, что именно ранние этапы усвоения детьми родного языка имеют значительные индивидуальные расхождения, которые проявляются в разном темпе накопления малышами первых детских слов, во времени появления первых фраз и перехода к развернутой самостоятельной речи [3]. Формирование начальных этапов речевого развития находится в зависимости от пола детей (как правило, девочки начинают говорить несколько раньше мальчиков, особенностей социального окружения, условий медицинского обслуживания и педагогического сопровождения детей раннего возраста
Громовой О. Е. [3] представлена целостная методика стимулирующего логопедического воздействия на детей раннего возраста. Все занятия по развитию речи ребенка разделены на несколько основных этапов: подготовительный этап и три этапа основного цикла.
Использование специально разработанного автором стимульного материала к методике делает работу по формированию начального детского лексикона значительно эффективней. Автором приводятся основные показатели развития ребенка и критерии их оценки для каждого ребенка в группе детей раннего возраста : уровень слухового и зрительного внимания;
уровень общей моторной ловкости, точность движений, выполняемых руками; наличие жестово-мимических средств коммуникации; самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выполнение действий [3]. В специальной литературе вопросы диагностики и коррекции отклонений в развитии речи у детей раннего возраста освящены многими авторами: Е. Ф. Архиповой, Е. Н. Винарской, О. Е. Громовой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Е. А. Стребелевой, Т. Б. Филичевой и др. [1].
В связи с тем, что профилактика речевых нарушений предполагает комплексный подход, исследователи выделяют следующие направления профилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста : развитие зрительного и слухового восприятия, развитие речевого дыхания, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, развитие общей и мелкой моторики, развитие просодической стороны речи, формирование фонематического слуха, развитие нормализация дыхания, развитие понимания речи и предпосылок активной речи, совершенствование лексико-грамматических компонентов речевой системы, развитие высших психических функции [3].
Отсюда, в результате теоретического анализа литературы можно определить основные направления работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста [1].
1. Формирование моторной сферы: нормализация мышечного тонуса (общий массаж, физкультурные занятия, дифференцированный массаж лицевой и оральной мускулатуры; дифференцированный массаж кистей и пальцев рук, самомассаж биологически активных точек); формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений (восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти); упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания [5,8].
Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения. С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения («блинчик», «лошадка», «вкусное варенье»).
2. Развитие высших психических функций: сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной, внимания (зрительного, слухового, двигательного, восприятия (зрительного, слухового, мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно, творческих способностей, межанализаторного взаимодействия; формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.
3. Развитие импрессивной речи : понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов);
4. Развитие экспрессивной речи : лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т. д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем;
5. Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак, Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами. Работа по развитию фонематического слуха проводится в два этапа: развитие слухового внимания - узнавание неречевых звуков - игры со звучащими игрушками, баночки-шумелочки; игры, направленные на восприятие ритма. Развитие фонематического восприятия. Различение одинаковых по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игры «Три медведя», «Как семья разговаривает», [1]. Различение близких по звуковому составу слов – работа с оппозиционными звуками.
6. Речевое дыхание. Дыхание в процессе речи, отличается от обычного дыхания, более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом. Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь: ослабленный вдох и выдох, как следствие - тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз; нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз; произнесение фраз на вдохе - судорожной, нечеткой речи; неравномерный выдох - речь то громкая, то тихая. Нарушение речевого дыхания может быть как следствие: аденоидных разрастаний, общей физической ослабленности.
Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии развития голоса встречаются достаточно редко. Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре головного мозга. В это время следует уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом. Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь («Эхо», «Телефон»). Произнесение стихотворений с изменением силы голоса. Тихий голос - игры, сопровождающиеся громким звукоподражанием или договариванием междометий.
7. Работа с родителями (совместное обсуждение программ профилактического обучения и воспитания; знакомство с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; согласование тем, содержания, методов обучения ближайших занятий; посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; занятия-консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы).
В работе необходимо применять практические и наглядные методы и приемы: массаж, гимнастика, подражание, вслушивание, рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-игровые действия с игрушками, рисование, конструирование и др.
Логопедические занятия должны включать индивидуальные и групповые занятия продолжительностью от 10 до 25 минут в зависимости от этапа работы и состояния детей. Группы следует комплектовать с учетом моторного, познавательного и речевого развития (по 5 человек, [1].
Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего возраста до 3 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. А речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает влияние на всю его последующую жизнь. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребёнка, а также на его деятельности в различных её формах. Таким образом, можно сказать, что сегодня особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.
Формирование внимания, восприятия, памяти, мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики параллельно с развитием речи будет способствовать моторному, познавательному и речевому развитию ребенка раннего возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боровцова, Л. А. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста/ Л. Ф. Козодаева// Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. -2015. - № 1-С. 111-120.
2. Волкова, О. А. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста [Электронный ресурс] /О. А. Волкова//Дошкольник РФ. -2013. -Режим доступа: https://www. doshkolnik@list.ru, свободный.
3. Громова, О. Е. Формирование начального детского лексикона/О. Е. Громова// Логопед. - 2004 - №1.
4. Добря, М. Я. Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития/ М. Я. Добря, К. Г. Сапрыгина//Молодой ученый. -2016. -№30. -С. 134-154.
5. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг/ М. М. Кольцова, М. С. Разина — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 224 с. + цв. вкл. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).
6. Леонова, О. А. Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников/ О. А. Леонова// Логопед. -2016. -№1-С. 80-85.
7. Мальцева, В. А. Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]/В. А. Мальцева//Дошкольное образование. -2015. -Режим доступа: nsportal.ru.
8. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех/Л. Г. Парамонова. - М. : АСТ, 2002. – 336 с.
9. Шереметьева, Е. В. Предупреждение речевого развития у детей раннего возраста :Автореф. дис. кан. пед. наук. – М., 2007. – 44 с.