Елена Николаевна Михайлова
Особенности формирование словаря как задача речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирование словаря как задача речевого развития детей дошкольного возраста.
В то время, когда ребенок находится в возрасте дошкольного детства, происходит становление и запоминание основных понятий. И уже соответственно к подростковому возрасту у любого человека должно полностью сформироваться именно словесно-понятийное мышление (абстрактное или теоретическое). На практике возникает много проблем в развитии словаря детей, их мышления, о чем очень часто говоря учителя начальной школы или психологи работающие с детьми в данном возрасте. Для того почему ситуация обстоит именно так необходимо рассмотреть саму специфику процесса развития теоретического мышления.
Публикация «Особенности формирование словаря как задача речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Первое на что необходимо обратить особое внимание – это то, что развитие мышления и речи дошкольника происходят при тесной взаимосвязи, другими словами параллельно. Без их тесного взаимодействие и развитие идет не по тому пути, по которому оно будет наиболее эффективным. Итак, чтобы лучше проследить динамику становления понятий параллельно с развитием мышления очень важно иметь представление о самостоятельном развитии речи.
На практике прослеживается большое количество проблем в развитие словаря дошкольника, а точнее его формирования. Остановимся на главных.
В педагочическо-психологических исследованиях обращается внимание на то, что когда ребенок достигает возраста двух – трех лет он уже узнает отдельные группы различных предметов, например: ягоды, овощи, грибы, фрукты и т. д. Но процент узнавания в полтора раза больше, чем процент их правильного обозначения (названия). Но в этом случае и название и узнавание отдельных групп гораздо чаще, чем прослеживается в отношении каких-то пространственных понятий. Поэтому различными исследователями в данной области был сделан вывод о том, что при производстве различных действий ребенок обозначенного выше дошкольного возраста старается как-бы воспринимать те или иные понятия с помощью отдельных признаков. Другими словами группы предметов как будто обрастают в сознании маленького человечка отдельными признаками, определенными качествами, связью с другими предметами данной группы.
В этом случае как раз и начинает прослеживаться разница в понятийном мышлении ребенка. Это выражается в конкретных предметных ситуациях. Что как раз и обозначает появление проблем в формировании грамматики и словаря детей дошкольного возраста. Это ярко выражено в таких моментах, как при высказываниях ребенком после наблюдений за предметами прослеживаются черты простого перечисления. То есть дети младшего дошкольного возраста узнают отдельные предметы и соответственно называют их. В данном случае центром восприятия оказывается именно сам ребенок. Но если попытаться расспросить ребенка по подробнее о взаимосвязи группы предметов (проанализировать, то он вряд ли сможет ответить в данной ситуации.
Далее опишем тот же процесс, но уже в возрасте четырехлетного ребенка. В данном возрасте дошкольник уже может вести беседу при помощи понятий, это говорит о том, что в этом возрасте уже присутствует анализ при выстраивании речи и языка. Но необходимо отметить факт того, что в данном возрасте ребенок использует анализ несколько иначе, по-своему. Взрослые люди обращают внимание на то, что иногда ребёнок, пользуясь теми или иными понятиями и словами, зачастую просто не понимает их смысла. Для него практически все понятия являются «ярлыками» для построения своей речи, которые могут заменить ряд тех или иных действий.
Ж. Пиаже назвал эту стадию речемыслительного развития детей, ограничив ее 2-7 годами, дооперациональной по той причине, что здесь ребенок еще фактически не знает и практически не применяет прямых и обратных операций, которые, в свою очередь, функционально связаны с пользованием понятиями в их начальной конкретной форме.
Итак, именно в дошкольном детстве в периоде с трех до семи лет речь человека приобретает логику, связь, может поддерживать диалог со сверстниками и взрослыми людьми. Что касается ситуативности, которая присуща младшим дошкольникам, она постепенно заменяется контекстной речью. Контекстная речь значительно упрощает понимание, она не требует уже сопоставления слов с действием или ситуацией.
Если сравнивать речь и возраст дошкольников можно сделать следующие выводы: у ребенка с четырех лет по сравнению с детьми раннего дошкольного возраста явно прослеживается речевое развитие. Речь становится взаимосвязанной, наполняется более четкими определениями, словарный запас увеличивается и наполняется большим разнообразием новых слов. Такую речь уже следует относить к монологической, для которой характерно высказывание в развернутой форме.
Отличительной особенностью развития речи в дошкольном возрасте является так же то, что появляется такое действие в жизни ребенка как «разговор про себя» - это другими словами как-бы внутренняя речь.
Данный процесс в развитие ребенка всегда интересовал педагогов исследователей. Они обращают внимание на то, что именно внутренняя речь является незаменимым «спутником» всех понятий. Другими словами «речь про себя» - это анализ возникновения и динамического преобразования внутреннего эгоцентризма ребенка. При начале появления данной речи она помогает только при обслуживании автономной деятельности самого ребенка для решения определенных тактических задач. Поэтому внутренняя речь всегда встроена в любой процесс определенной деятельности.
С понятием «слово» дети нередко идентифицируют целое предложение, что, по-видимому, свидетельствует о том, что слово для них - целая мысль. Если иметь в виду, что для многих детей раннего и дошкольного возраста в одном слове действительно часто выражено то, что взрослый человек с развитой речью обычно передает в целом предложении, а иногда и при помощи нескольких связанных предложений, то становится понятной такая особенность суждений детей данного возраста. Предметом изучения психологов и педагогов является также состав активного словаря детей дошкольного возраста.
Для этого возрастного периода характерно освоение ребенком предлогов, союзов, вопросительных слов, что создает основу для совершенствования и усложнения синтаксиса детской речи. На активизацию словаря в значительной мере оказывает влияние обогащение детской деятельности. Словарная работа предполагает также уточнение названий частей и деталей знакомых ребенку предметов, действий с ними, а также качеств и состояний предметов. Это обогащает практическую и умственную деятельность детей, помогает им освоить способы группировки или различения сходных предметов. Следует вводить в словарь детей некоторые родовые понятия, иначе группировку предметов они осуществляют, ориентируясь на случайные, а не существенные признаки.
Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию грамматического строя речи – освоение словообразования, словоизменения. В возрасте около 4-5 лет язык становится для самого ребенка предметом анализа, он пытается понять его, говорить о нем. Дети старшего дошкольного возраста отличают настоящие слова, имеющиеся в языке, от придуманных, искусственно созданных слов. В современном обществе дети одного и того же возраста по сравнению с их сверстниками в прошлом представляются более развитыми в речевом и интеллектуальном отношении.