Ольга Симонова
Особенности речевого развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Симонова О. В.
воспитатели МБДОУ д/с № 37 «Соловушка»
город Старый Оскол, Белгородская область
Аннотация: данная статья предназначена для педагогов дошкольных учреждений и родителей, с целью ознакомления с особенностями речевого развития детей раннего возраста.
Публикация «Особенности речевого развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В раннем возрасте ребенок овладевает умением, которое играет решающую роль в его дальнейшем поведенческом, интеллектуальном и личностном развитии. Имеется в виду способность малыша понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми – разговаривать. Именно ранний период развития является особенно благоприятным для освоения речи, которая перестраивает все психологические процессы ребенка: восприятие, мышление, память, чувства, желания.
В раннем возрасте возникает описательная речь. Появление её связано с расширением круга общения и представлений ребенка, с ростом его самостоятельности. Важная роль в её формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, её эталонами (потешки, сказки, стихотворения).
Ранний возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью речевого развития ребенка от условий и факторов семьи, семейного воспитания. Семья для ребенка является первым социальным институтом, в котором он начинает общаться, именно в семье закладывается основы речевого общения, которые в будущем ребенок будет развивать. При создании благоприятных семейных условий и систематической работе родителей к трем годам речь детей развивается настолько, что они в состоянии выразить словами своё желание, мысль, декламировать небольшие стихи, петь песни.
Дефицит общения взрослого с ребенком ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других – к педагогической запущенности.
Особое значение в период раннего детства для развития речевых навыков ребенка имеет взаимодействие с матерь, как с самым близким человеком в его жизни. Многие исследователи, занимающиеся проблемами материнства (И. С. Кон, Е. О. Смирнова и др., выделяют характерные особенности такого общения и механизмы его влияния на становление психических функций, эмоциональное развитие ребенка, его познавательную и речевую активность.
Также большое влияние на развитие речи оказывает общение детей между собой. Особенно старших с младшими, возникающее уже в пределах раннего детства. Такое взаимообщение начинает положительно влиять на развитие речи детей младшего дошкольного возраста с того периода, когда они научились сравнительно хорошо воспроизводить слышимые звуки и слова.
Таким образом, ранний возраст – период активного усвоения ребенком разговорной речи, становления и развития всех её сторон – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, закладывает основы успешного обучения в школе в максимально сенситивный период развития.