Елена Дручинина
Консультация «Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста
Управление образования администрации Старооскольского городского округа
Белгородской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№42 «Малинка» Старооскольского городского округа
Публикация «Консультация „Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста
Выполнил:
Дручинина Е. С.
воспитатель
Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста
Для успешного решения задач воспитания подрастающего поколения необходимо знание закономерностей физического и психологического развития детей.
Становление речи у детей, сущность и закономерности, механизмы этого сложного процесса изучают и представители разных наук - психологи, физиологи, лингвисты, педагоги, фольклористы.
Необходимым условием развития речи ребенка является речь окружающих людей, подражая которой он постепенно практически овладевает родным языком [1]. Первые попытки что-то сообщить окружающим, далеко не совершенны, однако мать и близкие родные помогают сказать то, что хочет выразить ребенок. Даже не совершенная речь уже служит ребенку средством общения.
Пятый год жизни - период наибольшего увеличения активного увеличения словарного запаса. К пяти годам количество слов доходит до 2500. Уровень речевого развития может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце).
При благоприятных условиях усвоение звуковой системы языка происходит к 4 годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной структуры речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и имена существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действие и состояние ребенка активно формируются обобщающие функции слов [2].
Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами:
-появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение;
-развиваются сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, в речи отражаются причинные, целевые, условные и другие связи, выраженные через союзы.
Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типа [3].
На данном этапе речевое общение становится одним из основных источников развития мышления. Если до этого отмечается доминирующая роль мышления для развития речи, то на данном этапе, напротив, речь начинает выступать в качестве одного из основных источников развития мышления, которое, развиваясь, в свою очередь формирует предпосылки для совершенствования речевых возможностей ребенка. Он должен не только усвоить множество слов и словосочетаний, входящих в лексику языка, но и научиться, грамматически правильно строить свою речь.
Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка. Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный. Он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа [4].
Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к четырем годам во всех её наиболее типичных проявлениях. По данным А. Н. Гвоздева [5] морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано. Расчленение слов охватывает ряд категорий у существительного - единственное и множественное число, именительный, винительный и родительный падежи, глагольные категории.
Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием значения.
Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависит от характера их значений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано с логикой детской мысли, то есть то, что не ясно по значению.
Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметно окружают, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.
На первых порах появляются «слова-предложения», обозначающие действующих лиц, предметы, действия. Слово дополняется мимикой, жестами и представляет по существу целую заключительную фразу. Постепенно слова синтезируются в словарные цепи, образуя предложения. Сочинительные и подчинительные союзы усваиваются нормально.
Дети пятого года жизни в обычном общении редко пользуются сложными предложениями. Структура употребляемых ими предложений проста, общее количество не велико и мало увеличивается с возрастом.
Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении:
-на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово:
-вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее;
-дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?» отвечают: «Почему что.».
Неправильно иногда оформляется союзная связь:
-опускается союз или часть союза;
-один союз заменяется другим;
-союз становится не на том месте, где обычно употребляется.
Овладение способами словообразования - одна из сторон речевого развития детей.
Особенности развития связной речи. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Понимание речи имеет огромное значение во всем последующем развитии ребенка, является начальным этапом в функции общения [6].
На пятом году жизни быстрыми темпами развивается как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи - диалогической.
Дети четырех лет активно вступают в разговор, могут участвовать в беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам.
Особенности восприятия детьми литературных произведений. Восприятие художественной литературы рассматривается ваш активный волевой процесс, предлагающий не пассивное созерцание деятельность, которая воплощается во внутреннем действии, сопереживании героям, перенесении на себя события, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.
В среднем дошкольном возрасте для понимания произведения ребенку уже не требуются иллюстрации [7] пятом году жизни ребенок осмысленно воспринимает художественное произведение, легко устанавливает простые причинные связи.
Таким образом, внимание вопросам развития речи уделялось еще в древности. Многие годы речевому развитию детей посвящали свои труды педагоги, психологи, методисты. Разработанные программы и методики сегодняшний день являются основой работы дошкольных учреждений по развитию речи.
Развитие речи детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Её становление изучают представители разных наук - психологи, физиологи, лингвисты, педагоги. Важно помнить, что даже не совершенная речь является для ребенка средством общения и мышления, а для её развития необходимо соблюдать следующие условия:
Формирование и обогащение словаря;
Работа над грамматическим строем языка;
Формирование и развитие связной речи;
Дошкольное детство является периодом чрезвычайно интенсивного развития коммуникативных форм и функций языковой деятельности, практических речевых навыков, осознания речевой действительности. Это связано с усложнением деятельности ребенка и изменением его отношений с окружающими.
Возросшая самостоятельность ребенка открывает возможности для возникновения различных творческих видов деятельности (изобразительной, конструирования, начальных форм учебной и трудовой деятельности). У ребенка возникает потребность в формулировании замысла деятельности констатации затруднений, в рассуждениях по поводу способов выполнения деятельности [3].
В свою очередь более развитая речь обеспечивает решение сложных задач общения, и способствует протеканию деятельности общения на более высоком уровне.
Уровень развития связной речи тесно связан с уровнем овладения всеми сторонами родного языка: словарём, грамматическим строем, звуковым составом.
Центральной особенностью дошкольного возраста является возникновение к 4-5 годам планирующей функции речи, которая сначала проявляется в плане громкой речи. На последнем этапе развития планирование становится внутриречевым.
Составной частью речевого развития детей 5-6 лет, наряду с совершенствованием практических навыков, является осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения [8].
Список литературы:
1. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение,2004. - 367
2. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2001. - 336 с.
3. .Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст] : Учебное пособие для высш. учеб. заведений / О. Б. Дарвиш. - М. : Владос - Пресс, 2003. - 264 с.
4. .Воспитание и обучение младших дошкольников [Текст] / Под ред. Т. Н. Годиной, Э. Г. Пилюгиной. - М. : Просвещение, 2007. - 146 с.
5. Белобрыкина, О. А. Речь и общение [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 240 с.
6. Львов, М. Р. Основы теории речи [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / М. Р. Львов. - М. : Академия, 2000. - 248 с.
7. Бородич, A.M. Методика развития речи детей [Текст] : Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / А. М. Бородич. - 2-е издание - М. : Просвещение, 2005. - 255 с.
8. Мухина, B.C. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. - М. : «Академия», 2006. - 608 с.