Галина Большанина
Построение развивающей среды в группе для детей раннего возраста (с 1 года до 3 лет) кратковременного пребывания
▼ Скачать + Заказать документы
Построение развивающей среды в группе для детей раннего
возраста (с 1 года до 3 лет) кратковременного пребывания.
Автор Большанина Галина Андреевна
Окружающая ребёнка среда — предмет давнего изучения педагогов,психологов, философов и других специалистов. Вывод у всех один: предметно-развивающая среда играет особую роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Построение развивающей среды в группе для детей раннего возраста (с 1 года до 3 лет) кратковременного пребывания» размещена в разделах
- ГКП. Группы кратковременного пребывания
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
На обсуждение этой важной, интересной и объемлющей темы можно затратить достаточно большое количество времени, но я, на примере своей группы, постараюсь раскрыть её как можно быстрее, затронув наиболее значимые её аспекты.
Маленький ребёнок, кто он такой? Это бегающее, прыгающее, лазающее, исследующее, играющее существо. Возможно ли, его остановить? И стоит ли? Поэтому, особенностью предметно-пространственной развивающей среды для детей раннего возраста является достаточное пространство для их передвижения, для игровой и предметной деятельности.
Конечно же, нельзя забывать о развитии индивидуальности каждого ребенка. С учетом его склонностей, интересов, уровня активности и развития необходимо создавать соответствующие условия. И в этом нам помогает ФГОС ДО, который выдвигает особые требования к созданию развивающей среды. Я их рассматриваю, как подсказку, помощь воспитателю при организации этой среды.
Содержательно-насыщенная, доступная и безопасная – это часть требований, которые, по моему мнению, всем воспитателям понятны и их не трудно придерживаться их при организации среды в группе.
Трансформируемость среды. Существуют различные торговые фирмы, которые предлагают дошкольным организациям современную трансформируемую мебель. Существуют детские сады, которые имеют такую мебель, но…
Думая об этом, я ощущаю себя воспитателем с «особыми потребностями», и с
«ограниченными возможностями», т. к. в моей группе отсутствует такая мебель.
Но всё же, я считаю, что само пространство тоже можно трансформировать, исходя
из образовательных задач, потребностей и интересов детей.
К примеру, с утра пространственная зона была спортивной площадкой, через какой-то промежуток времени она превратилась в «строительную площадку», а позже – в «железнодорожную станции» или в оживлённую автотрассу.
Полифункциональность среды. Мне кажется, что трансформируемость сродни с полифункциональностью среды, т. к. то и другое в принципе могут её разнообразить.
Что я, как воспитатель, для этого делаю? (В пределах разумного) Не запрещаю
садиться на стеллаж, передвигать их по всей комнате, катать на нём друг друга,
надевать на голову корзины из-под мячей, залезать в коробки из-под игрушек,
таскать по всей группе лёгкий тканевый домик-палатку (для нас - уголок уединения, кидаться мохнатыми подушками и т. п.
Но для этого просто необходимо иметь в групповой комнате предметы, не имеющие жёсткого крепления.
Именно наличие трансформируемости среды и полифункциональности предметов
дают возможность сделать её содержательно-насыщенной, а не просто заставленной мебелью и заваленной игрушками.
Вариативность среды это наличие в группе различных пространств, а также разнообразных игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, которое время от времени меняется. Для этого хорошо иметь место для временного хранения уже надоевших игрушек и пособий, а так же можно совершить временный обмен предметами среды с соседней группой (уголками уединения, развивающими центрами, игрушками каталками и т. п.).
Сезонное оформление окон и потолочной зоны это так же своеобразные разделители игрового пространства, которые не только дают возможность видоизменять среду в соответствии с образовательными задачами, но и создают особую привлекательность для детей.
Пространство группы можно условно разделить на зоны. Условными разделителями можно назвать опять же потолочную зону, ковровое покрытие, диван или небольшие стеллажи на колёсиках.
Зона познавательного развития.
Дидактические игры по сенсорному развитию, строительные игры, игровые панели, уголок изобразительного творчества, книжный уголок, уголок для игр с песком и водой.
К зоне познавательного развития относятся и строительные игры. Желательно, чтобы в группе имелся разнообразный строительный материал. Малыши любят строить, конструировать. Этот вид деятельности считается одним из основных, он обладает чрезвычайно широким спектром развития.
Но особое предпочтение мои малыши отдают крупным мягким кирпичикам, из которых они чаще всего что-либо строят, конструируют.
Театральная зона. Любимые и знакомые сказки, потешки, прибаутки мы обыгрываем при помощи различных видов театра.
Театрализованная игровая деятельность стимулирует эмоционально –речевое развитие и индивидуальные творческие способности детей.
Зона спокойных игр: кукольный уголок, уголок ряженья, уголок уединения.
Кукольный уголок
Уголок уединения. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Для этой цели мы приобрели домик-палатку, который привлекает детей своей яркостью и легко стирается по мере загрязнения. В нём мы разместили разноцветные «мохнатые» подушки, которые так и манят малышей на них поваляться, а иногда, и покидаться ими друг в друга. Особенно это важно для эмоциональной разгрузки наших воспитанников, и не зря это место является для них излюбленным.
Уголок ряженья. Большие, неудобные шкафы у нас заменены удобной красивой
вешалкой с регулируемой высотой и мягким, ярким контейнером.
Зона двигательной активности. Эта зона активности включает в себя: сухой бассейн, корзину с мячами, массажные дорожки, игрушки - качалки и игрушки-каталки.
Достаточное количество разнообразных игрушек- каталок в полной мере позволяет реализовать потребность малышей в двигательной активности.
Зона двигательной активности оснащена дополнительно разнообразным спортивным
оборудования, физкультурным инвентарём, что позволяет нам упражнять малышей в различных движениях, тренировать их мышцы, развивать ловкость, меткость.
Организация развивающей предметно-пространственной среды группы обеспечивает моим малышам максимальный психологический комфорт.