Марина Андреевна
Особенности методики М. Монтессори по обучению письму и чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня есть множество результативных способов учебы детей чтению. Но в различие от иных методик, в методике М. Монтессори, чтение и письмо становятся естественным итогом формирования ребенка. Как известно, М. Монтессори вопреки общественному взгляду ратифицировала, что письмом ребенок способен завладеть прежде, чем чтением. Но еще раньше мышление ребенка становится способным сравнивать одни предметы с картинками, картинки с написанными словами, написанные слова с иными написанными словами и все это озвучивать. Формируется впечатление, что ребенок считывает нечто, но ни с печатного текста, а с картинок. Поэтому мы говорим: малыш «читает» интуитивно. [3;55]
Публикация «Особенности методики М, Монтессори по обучению письму и чтению» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Наблюдение за маленькими детьми помогли составить малую коллекцию дидактических материалов, формирующих мышление ребенка с помощью языка в доазбучный период. Именно их можно наименовать материальными для формирования «интуитивного чтения», так как целью работы с ними является, прежде всего, формирование языковой интуиции.
Значимой отличительной особенностью подхода Монтессори является то, что дети вначале учатся писать, а затем читать. Опыт Монтессори обосновал, что оба процесса проистекают не одновременно. Даже если это противоречит предрассудкам, накопившимся в нашем опыте, письмо все же предшествует чтению. Чем же аргументирована данная точка зрения, и что необходимо понимать под чтением?
Монтессори не считала чтением механическое воспроизведение звуков, соответствующих написанным или напечатанным буквам, если их значение оставался ребенку неясным. Проверка верности составления из букв слова также не является чтением, так как слово было известно заранее. В реальности, ребенок читает только тогда, когда понимает зная. Другими словами, при чтении ребенок истолковывает мысли иных, в то время как при письме он проявляет свои мысли. Еще одно различие письма от чтения заключается в том, что при письме задействована также моторика. Дети 3-4 лет находятся в сенситивном этапе формирования и улучшения движений, и завладеть первоначальными моторными навыками, нужными при письме, не составляет для них в это время особенного труда. Чтение же представляет собой довольно сложный интеллектуальный процесс. Остается сказать, что письмо, является фактом, при котором доминируют психомоторные механизмы, в то время как при чтении налицо чистая работа разума. Итак, письмо проще чтения, поскольку не требует от ребенка слишком больших интеллектуальных затрат, поэтому оно у Монтессори и предшествует чтению. [7]
Монтессори тщательно анализировала процесс письма и чтения и выделила главные умения, которые при этом употребляет человек. Всякое их этих умений можно формировать отдельно – как непосредственно, или прямо, при помощи преднамеренно назначенных для этого дидактических материалов, так и опосредованно, или косвенным образом, во время занятий с материалами, имеющими другую цель. Совокупность завоеванных таким образом навыков разрешит ребенку самостоятельно начать писать и читать.
«Чтение – это истолкование мысли с помощью графических знаков. …Фактически, письмо готовит ребенка к механической интерпретации соединения изображенных буквами звуков, образующих слово, которое ребенок видит написанным. Ребенок, следовательно, может читать звуки слова. Таким образом, умеющий писать ребенок имеет хорошую основу для учебы чтению. Приведем классификацию материалов для чтения. Данные материалы разделяются на четыре группы. На материалах первой группы ребенок обучается читать. Они, в свою очередь, разделяются на три подгруппы: материалы для чтения некоторых слов, последовательности слов и чтения предложений.
Монтессори – материалы открывает серию материал «Первое чтение». Он представляет собой набор из пяти-семи уменьшенных предметов, наименования, которых не содержит трудностей чтения, и небольшие листочки розовой бумаги. [Приложение 1] Вот пример подобного набора: шар, слон, рыба, бусы, кукла, ручка. Воспитатель пишет на бумаге наименования предметов, ребенок читает их и выкладывает рядом с соответствующими предметами. Поскольку он часто указывает слово по первым двум-трем буквам, такое чтение именуют временами интуитивным. Для того чтобы ребенок увидел, как из букв понемногу получаются слова, их вначале записывают в его присутствии. В дальнейшем готовят карточки со словами заранее, и дети упражняются с ними самостоятельно. Ребенок должен ощутить радость от того, что он впервые читает, вследствие этого целесообразно включать в набор более семи предметов, чтобы не породить у него чрезмерного напряжения. «Классификация при чтении» оканчивает подгруппу материалов для чтения отдельных слов. Материал представляет собой двоякий набор карт: рисунки, слова подписи к ним на отдельных карточках, а также контрольные карты, заключающие точно такие же рисунки вместе с подписями. [8]